15 августа 2002
305

10 лет ваучеру. Кто стал миллионером?

14 августа - памятная дата в новейшей истории России. В этот день ровно 10 лет назад российский президент Борис Ельцин подписал указ No 914 о введении в стране системы приватизационных чеков, то есть ваучеров. Именно с этой даты в России начался отсчет новой эпохи: страна вступила в долгий и мучительный этап перехода государственной собственности в частные руки, то есть под контроль российских граждан.

Каждый из 144 миллионов россиян получил по одному ваучеру равной номинальной стоимости. Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов предпочли вложить их в акции предприятий. Оставшаяся часть россиян решила продать ваучеры. Вскоре многие владельцы ваучеров в той или иной степени испытали разочарование, так как развеялись их иллюзии разбогатеть с помощью приватизационных чеков. Особенно не повезло тем, кто вложил ваучеры в чековые инвестиционные фонды, которые один за другим начали `лопаться`. Многие эксперты сегодня считают, что с самого начала приватизации правительство, возможно, не должно было выдавать ваучеры на руки владельцам, а разместить их на депозитных счетах с возможностью в дальнейшем проводить с этими бумагами операции на российской бирже. Но правительство в 1992 году решило иначе.

Итак, 10 лет назад начался процесс массового акционирования предприятий и их ваучерной приватизация. Россияне с энтузиазмом поддержали начавшуюся громкую кампанию, проходившую под лозунгом `Собственность - народу`. Благодаря такой поддержке населения правительство безболезненно осуществило первичный передел государственного имущества. Проблема, однако, была в том, что россияне с самого начала были поставлены в неравные условия участия в приватизации. Так, согласно закону о приватизации, трудовой коллектив получил привилегированное право на выкуп по закрытой подписке до 51% акций предприятия по номиналу. В результате к середине 1994 года, когда ваучерная приватизация в основном завершилась, три четверти акций всех приватизированных предприятий принадлежали трудовым коллективам.

Директора бывших государственных предприятий не хотели, однако, смириться с мыслью, что компанией управляет коллектив. Вот почему для получения контрольного пакета акций в ход шли разные уловки. К примеру, зачастую директора передавали полномочия на управление контрольным пакетом отраслевым ведомствам. Согласно статистике, в 1993 году только треть директоров приватизированных предприятий выплатила трудовому коллективу причитающиеся последнему дивиденды по акциям. Директора также запрещали своим работникам продавать акции за пределы предприятия и устанавливали для рядовых работников `потолок` владения акциями. Нередко на местах административно-хозяйственная бюрократия принимала усилия для того, чтобы не допустить к приватизации `чужих` инвесторов. В ряде регионов принимались приватизационные законы, которые противоречили федеральным.

О том, что трудовые коллективы постепенно начали терять контроль над своими предприятиями, свидетельствует статистика. Так, по данным Госкомимущества РФ, в середине 1994 года в приватизированных предприятиях доля внутренних акционеров в капитале составляла 60-65%, доля внешних акционеров - 22%, доля государства - 17%. С середины 1994 года, когда ваучерная приватизация завершилась, начался бурный процесс перераспределения собственности. Уже к середине 1995 года соотношение сил изменилось: доля внутренних инвесторов сократилась до 56%, а внешних, напротив, возросла до 33%, доля государства снизилась до уровня 11%. В последующие годы доля трудовых коллективов в капитале предприятий еще более снижалась.

И все же, несмотря на все издержки, ваучерная приватизация в основном выполнила свою задачу. В России сформировались основы рыночной экономики: был заложены основы корпоративного сектора экономики, биржевых рынков, создана система инвестиционных институтов и, наконец, появился новый социальный слой - частные собственники и акционеры. В середине 1995 года в России количество частных компаний превысило число неприватизированных государственных предприятий. В этот период в собственности государства находилось 20% капиталов в целлюлозно-бумажной промышленности, 15% - в металлургии, 38% - в системах связи и телекоммуникаций, 55% - в машиностроении, 42% - в нефте- и газодобыче. В 1995 году частный сектор уже произвел 70 процентов ВВП страны. Благодаря ваучерной приватизации Россия успешно перешла к капитализму.

Однако в 1999-2001 годах по стране прокатилась волна `корпоративных войн`. Новый передел собственности сопровождался вооруженными захватами Качканарского ГОКа, Ломоносовского фарфорового завода, Ачинского глиноземного комбината и многих других предприятий, где столкнулись интересы двух групп акционеров. Впрочем, это уже другая история.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован