02 мая 2006
2867

100 лет Государственной Думе. 15 лет современному парламенту. От всевластия к безвластию






Главный итог развития парламента за прошедшие 15 лет - это стремительное падение роли Государственной Думы, Совета Федерации и Федерального Собрания в целом в жизни России.


Сегодняшняя Государственная Дума мало чем отличается от Государственных дум 1907-1912 гг., периода реакции и авторитаризма.


Если Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный совет России в 1990-1993гг. были всевластными органами, то нынешняя Государственная Дума стала безвластным органом, придатком федеральной исполнительной власти. ( В.Н. Лысенко. Доклад "Десять лет современного российского парламентаризма: некоторые итоги и перспективы". М., Институт современной политики, 2000).


Да иначе и не могло быть, ибо за 15 лет наша страна политически эволюционировала: от "безбрежной" к "управляемой" демократии, и от нее к авторитарному режиму.


И не случайно, что нынешний политический режим серьезно критикуется не только внутренней оппозицией в России, но и лидерами стран Западной и Восточной Европы, Северной Америки.

Рассмотрим основные черты и тенденции эволюции и заката Российского парламента в ХХI веке


1) Профессионализация парламента
На смену Советам пришли профессионалы - депутаты работавшие на профессиональной основе. Приведу свой пример. Имея историческое образование, и став депутатом Съезда народных депутатов РСФСР в 1991 г., я закончил факультет управления в Академии народного хозяйства. За годы работы в Парламенте подготовил около 70 законов. Моим главным профилем были: федеративное законодательство и законодательство о политических партиях.


Профессиональный уровень парламентария вырос за прошедшие 15 лет. Но сейчас идет депрофессионализация депутатского корпуса, так как фактически только Президент и Правительство вносит новые законы. Депутаты же в основной массе только могут вносить в них поправки. Авторские же законы депутатов других политических фракций, кроме "Единой России", обречены заведомо на провал и небытие только потому, что это законы не "партии власти".


Так, депутат Государственной Думы, сопредседатель Республиканской партии, бывший губернатор Красноярского края В.Зубов с коллегами уже год не может провести через Думу законопроект, запрещающий повышение тарифов естественными монополиями в 2006 г. Есть соответствующие экономические расчеты, показывающие, что в условиях высоких цен на нефть это вполне реально и могло бы существенно облегчить жизнь большинству наших сограждан. Но "Единая Россия" с правительством не пропускают этот закон по двум причинам: во первых, потому, что он не выгоден монополистам (в лице Газпрома, РАО ЕЭС...), а во-вторых, он внесен не партий "Единой Россией".


Такая же ситуация разворачивается вокруг законопроекта о запрете мигалок на служебных машинах, внесенного Республиканской партией и депутатом В.Похмелкиным, после гибели в автокатастрофе губернатора Алтайского края М.Евдокимова. На словах все "за". Но правительство не дает финансовое заключение, профильный комитет Госдумы затягивает рассмотрение этого вопроса, а "Единая Россия" создает очередную "рабочую группу". А все потому, что этот закон затрагивает интересы 450 депутатов, 200 сенаторов и около 3 тысяч чиновников, которые ежедневно ездят по стране, нарушая правила, и нагоняя страх на остальных водителей.

2) "Ускорение"
Партия "Единая Россия" одним из главных плюсов своего прихода к власти в парламенте в 2003 г. считает быстрое принятие новых законов. Мол раньше, когда ни одна партия не имела большинства в Государственной Думе, законы не принимались годами, а сейчас, когда "ЕР" контролирует 23 депутатского корпуса, они пекутся один за другим, как блины на сковородке.


Да, действительно такой свистопляски с законами в предыдущих российских парламентах никогда не было, обсуждали долго, спорили, искали лучшие варианты. И приняли Гражданский кодекс, Земельный кодекс, которые сейчас прекрасно работают.


Принятые же в "рекордно короткие сроки" большинством "партии власти" законы о монетизации льгот, о реформе ЖКХ привели к массовым протестам наших сограждан по всех стране.


Пора единороссам прислушаться к русской пословице: "тише едешь, дальше будешь"!

3) Коммерционализация.
В 1990-е г. на выборах побеждали без больших денег. Я в 1991 г. на выборах в Верховный Совет РСФСР истратил 120 рублей своей зарплаты ассистента Московского авиационного института. Сейчас без миллионов долларов в Госдуму не суйся. Более половины депутатского корпуса - это бизнесмены. Не секрет, что места в Думу и Совет Федерации продаются.
Более трети депутатов и членов Совета Федерации - руководители олигархических (начиная в1999 г. с Березовского, Абрамовича...) и коммерческих структур, продолжают вопреки закону заниматься коммерческой деятельностью. И не случайно, что сейчас в Думе рассматривается закон, разрешающий депутатам входить в советы директоров кампаний. Идет сращивание власти и бизнеса, коррупция захлестывает Парламент.

4) Регионализация парламента
В 90-е гг. все регионы были представлены депутатами в Государственной Думе и Совете Федерации. Сейчас ситуация в корне меняется. По партийным спискам все больше появляется в регионах варягов. Особенно нетерпимой стала ситуация в Совете Федерации, где треть сенаторов имеют московскую и питерскую прописку. Все разговоры и реформировании Совета Федерации вот уже пять лет остаются благими обещаниями.

5) Деинтеллектуализация, бюрократизация парламента
В нынешнем парламенте стремительно падает роль личности.
Где Сахаров, Адамович, Афанасьев, Рыжов, Лихачев- наиболее яркие представители российской интеллигенции, которые пошли в Парламент, на Съезды народных депутатов СССР и РСФСР - сделав их авторитетнейшими государственно-общественными органами нашей страны?


Да, сейчас в Общественной палате намного больше уважаемых в стране лиц, чем в Государственной Думе и Совете Федерации вместе взятых.


Если в 1993 г. в "Списке ста ведущих политиков России", которые ежемесячно определяет "Независимая газета", было 40 представителей парламента, то сейчас их меньше десяти! О каком росте влияния Федерального Собрания может идти речь, если члены этого парламента в подавляющем большинстве почти ни на что не влияют?


Сейчас серость и криминал рвутся в Парламент. Рвутся для увеличения личного состояния и получения неприкосновенности.


В самой большой думской фракции - в "Единой России" введена жесточайшая партийная дисциплина. Введен императивный мандат. "Не правильно" проголосовав, можно лишиться депутатского мандата..


Существует негласный запрет депутатам от ЕР давать интервью по важным вопросам.


Депутат становится винтиком бюрократической машины, теряет свою индивидуальность. Избранник народа становится "солдатом партии", беспрекословно выполняя указания сверху.


Проблему бюрократизации Госдумы могло бы сдвинуть с мертвой точки создание фракций в партии "Единая Россия". Однако разговоры о фракционности в "Единой России" ведутся уже несколько лет, а воз и ныне там.


Кого сейчас народ знает из депутатов Думы - Грызлова, Слизку, Жириновского, Митрофанова, Зюганова, Рогозина, Рыжкова? А дальше тишина...


Сейчас с экранов телевизоров не сходят лица вождей "Единой России" и их сателлитов - В.Жириновского и ему подобных. Зато на телевидении не появляются лидеры оппозиции. Введены черные негласные списки лидеров оппозиции, которые не могут появляться на трех федеральных телеканалах.

6) Структуризация парламента.
Кремль взял курс на формирование в 2007 г. парламента только из политических партий. Причем эти партии должны быть лояльны нынешней власти. Как только партия "Родина" вышла из-под контроля Кремля, а Партия пенсионеров начала выигрывать региональные выборы у "Единой России" в них тут же поменяли (а в "Родине" вскоре поменяют) руководство.


Кремлю не нужна сильная, демократическая партийная система. Это доказывает законотворчество Кремля и "Единой России" последних лет. Принят крайне жесткий, не демократичный закон "О политических партиях", постоянно корректируется под интересы власти избирательное законодательство.


Приведем лишь некоторые примеры:


-чтобы зарегистрировать партию нужно теперь иметь 50 тысяч членов, когда в Европе уже давно отказались от массовых партий и перешли к "сетевым партиям".


- запрет создавать на выборах избирательные блоки;


- 7% избирательный барьер (на Украине 3%);


- отмена в регионах, по желанию начальства субъекта федерации, графы "против всех";


- разрешение губернаторам возглавлять партийные списки "ЕР" в регионах на выборах в Государственную Думу, не уходя со своей должности в Госдуму и фактически обманывая избирателей;


- корректировка каждые четыре года законодательства об избрании Президента РФ.


Иными словами, придя к власти в Госдуме, партия "Единя Россия" сразу же стала готовиться к следующим выборам, меняя избирательное законодательство таким образом, чтобы максимально затруднить другим партиям- своим конкурентом попадание в Парламент.

7) Доминирование исполнительной власти
За 15 лет в России так и не появилось правящей партии. Создаются только время от времени "партии власти". Уж насколько разбухла "Единая Россия": и 1млн граждан записали в свою партию, и почти все губернаторы и мэры вынуждены были вступить в эту партию (иначе лишишься своей должности), а к реальной власти ее Кремль не подпускает, не дает сформировать партийное правительство, использует как приводной ремень к массам.


И судебную власть Кремль подчинил себе. Попытки партий "Яблоко" и КПРФ оспорить в Верховном суде РФ результаты парламентских выборов 2003 г. закончились вердиктом: Кремль всегда прав. Точно также окончились попытки ряда партий и граждан оспорить в 2005 г. в Конституционном суде нарушение Президентом их конституционного права напрямую избирать глав регионов. И здесь Кремль оказался прав.


8) "Медведизация" парламента
Лозунг спикера Государственной Думы Бориса Грузлова: "Парламент - это не место для дискуссий" - стал брэндом нынешней Думы.


ЕР сейчас доминирует в Государственной Думе, в Совете Федерации, в губернаторском корпусе, в законодательных собраниях субъектов Федерации, среди глав муниципальных образований и разного рода чиновников.


Быстро восстанавливается номенклатурная система. Страна возвращается в советские времена, а ЕР становится все больше похожей на КПСС. Если так дела и дальше пойдут, то вскоре придется в качестве гимна брать песню О.Газманова: " Я рожден в Советском Союзе, с добавлением - "Я живу в СССР".


А тем временем "прагматики" из ЕР от идеологических споров в Думе все больше переходят к прагматическому торгу представителей различных лоббистских групп, так и не приняв цивилизованный закон о лоббизме.

9) Департизация парламента
Президент России В.Путин, придя к власти в 2000 г., на съезде "Единства" сразу заявил, что ему нравится двухпартийная система. И это стало руководством к действию для наших чиновников, хотя в европейских странах доминирует многопартийная система, а Россия до настоящего времени считалась европейской страной.


И с этих пор целенаправленно проводится политика сокращения числа партий, выдавливания с политической арены "не нужных" и "не угодных" партий.
В то же время "партия власти" пытается найти себе приличного, похожего на себя партнера за рубежом.



Последнее время руководство "Единой России" пытается себя идентифицировать с Социал-демократической партией Швеции и Либерально-демократической партией Японии, которые долгое время в своих странах находятся у власти.


Но эти партии не считают себя "родственниками" "Единой России". Так называемая "полуторопартийная система" в нашей стране, а, по сути, авторитарный режим, не имеют ничего общего с этими партиями и странами.
Полуторопартийная система в России может быть увязана с демократической процедурой только при следующих условиях:


1) Все остальные партии должны иметь равные права с правящей партией.


2) Должна быть обеспечена полная свобода средств массовой информации, у нас же электронные СМИ монополизированы Кремлем.


3) Должны быть в полном объеме обеспечены права граждан


4) Должен быть сохранен федерализм, являющийся одним из главных гарантов демократии в РФ.


5) Но самое главное: должна быть обеспечена демократия внутри правящей партии:


- демократическая процедура принятия решений снизу вверх;


-демократическая процедура выборов;


- демократическая процедура внутрипартийной жизни, включающая в себя свободу фракций и групп; периодическую сменяемость (лидер партии не более двух сроков находится во главе партии).


Именно в борьбе этих фракций происходит выработка партийной программы, курса страны, распределение важнейших партийных портфелей.


В России же "Единая Россия" не собирается демократизироваться. В нашей же стране утвердилась партийная модель" как в Индонезии при президенте-диктаторе Сухарто в 60-90-е гг. ХХ в. "Партия власти" имеет в парламенте абсолютное большинство, а остальные партии являются ее полностью лояльными партнерами. Однако, определяющей фигурой в политическом пространстве является президент, использующий партию в качестве "приводного ремня" для реализации своих планов" (Российская партийная система: Нынешнее состояние и перспективы развития. Аналитический доклад. подготовлен Центром политических технологий и Фондом им. Ф.Эберта в РФ,М.,2005).


Таким образом, при нынешнем авторитарном режиме, страна имеет не полноценный парламент и не полноценные партии.


У нас нет до сих пор партии, которая бы формировала правительство, опираясь на парламентское большинство.


У нас нет до сих пор партии, которая бы несла ответственность за деятельность своего правительства.


Поэтому у нас нет до сих пор правящей партии, а только "партия власти" или "партия при власти". Правит страной Президент, который опирается на бюрократию и свой клан.


Поэтому все эти 15 лет у нас нет и цивилизованного парламента, а только предпарламент, который много говорит, но мало, что решает.


К сожалению, мы так и не извлекли уроки из нашей 100- летней истории Российского парламента. Нам по-прежнему ближе авторитарная Азия, чем демократическая Европа.


На протяжении всей нашей многострадальной истории парламент был всегда "нелюбимым ребенком" монархов, генсеков, президентов. Всякий раз, когда он высказывал свою особую позицию по самым больным для общества вопросам, доносил до "самодержца" глас народа, старался взять на себя ответственность за страну, он распускался, разгонялся, урезался, высылался, делался карманным.


Но без сильного и подлинно многопартийного парламента Россия никогда не станет великой демократической страной, что мы и наблюдаем в начале ХХI века.



Владимир Лысенко

Сопредседатель Республиканской партии России, депутат Российского Парламента с 1991 по 2003 гг. доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики



Материал опубликован в Политическом журнале No13


Дата публикации - 02 мая 2006




http://www.ryzkov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован