29 июля 2009
1019

125 лет со дня рождения Бориса Асафьева

От пианиста-концертмейстера до "музыкального вождя" целого поколения - таков творческий путь одного из ведущих музыковедов страны, композитора, автора знаменитых балетов "Пламя Парижа" и "Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьева. Сегодня исполняется 125 лет со дня его рождения. Рассказывают "Новости культуры".

Борис Владимирович Асафьев. Литературный псевдоним Игорь Глебов. Его наследие - балеты, оперы, симфонии и сотни теоретических работ до сих пор вызывают немало дискуссий. В одних энциклопедиях на первом месте - Асафьев-музыковед, в других Асафьев-композитор. Федор Чеханкjв впервые увидел балет Асафьева "Пламя Парижа", когда учился в девятом классе.

Федор Чеханков, народный артист России: "Бастилия, революционеры идут. Я был потрясен этим спектаклем, мощнейший спектакль, олицетворяющий мощь страны".

Балет, написанный композитором Асафьевым в начале тридцатых, и сегодня - в афише Большого театра.

Вячеслав Медушевский, музыковед: "Там и аристократическая музыка, и музыка низов, даже вульгарная я бы сказал, все это очень смело перемешивает".

Пламя Парижа, как и другие балеты Асафьева, - это своеобразные портреты разных эпох.

Юрий Бурлака, балетмейстер, художественный руководитель балетной труппы Большого театра: "Музыкальный материал, которым пользовался Борис Владимирович, уникален. Он как большой энциклопедист и знаток музыки XVII-XVIII веков, французской музыки, испещрил партитуру различными цитатами музыкальными".

Литературная основа многих музыкальных сочинений Асафьева - произведения русских классиков - Лермонтова, Пушкина.

Татьяна Горшкова, сотрудник Российской государственной библиотеки: "У него 28 балетов. Здесь партитуры "Бахчисарайского фонтана" - это первое издание, отреставрированное. Мосгиз. 39-го года".

"Бахчисарайский фонтан" Асафьева годами не сходит с афиш мировых театров. Балет, в котором когда-то блистала Галина Уланова.

Другие балеты Асафьева потеряны во времени. На старых пленках еще можно найти записи балета "Кавказский пленник". Участь остальных - пока что забвение.

Вадим Гаевский, балетный критик, историк театра: "Что собой представляют эти балеты. И я не знаю, я никогда не слышал, они не записаны. Есть ли диссертации. Это немножко драматическая судьба".

Иная доля у теоретических трудов академика Асафьева. Его теоретические разработки - фундамент для научных работ и диссертаций. По наблюдениям сотрудников Российской государственной библиотеки спрос на труды Асафьева в последние годы возрос. Прогнозируют даже появление новых монографий, связанных с именем Асафьева.


29.07.2009

www.tvkultura.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован