А.А. Кокошин о важности Военно-морского флота для России

из книги: Кокошин А.А. Военно-морской флот России. Из юбилейного трехсотого - взгляд в прошлое и будущее. М.: ИД "ПИ", 1997. С. 68-78

 

К сожалению, оборонные расходы, заложенные в государствен­ном бюджете на 1996 г., значительно отличаются от предлагавших­ся Министерством обороны контрольных цифр - в 1,5-2 раза. Это, в свою очередь, повлекло за собой существенное занижение средств, выделяемых на создание и содержание корабельного состава воен­но-морского флота. В результате так же, как и за весь период с 1991 г., в 1996 г. скорее всего не удастся приступить к реализации сфор­мулированной концепции. Будут приложены все усилия, чтобы за­вершить строительство кораблей, находящихся в значительной степени готовности, чтобы обеспечить содержание плавающих ко­раблей и продолжить работу над перспективными проектами. По мере улучшения экономического положения, развития промыш­ленного производства и наращивания доходной части бюджета предлагаемый проект программы будет приобретать все более реа­листичные черты. Однако уже сегодня, сохраняя научный и кон­структорский потенциал, продвигая вперед перспективные разра­ботки, необходимо готовиться к развертыванию этой работы.

Морская мощь нашей страны ослаблена и тем, что резко со­кратился и устарел наш торговый флот и океанский рыболовец­кий флот, сократились масштабы научных исследований с ис­пользованием соответствующих кораблей. Огромных ресурсов требует развитие портов, всей морской инфраструктуры. В эту сферу должны быть направлены значительные усилия государст­ва, привлечены негосударственные инвестиции, которые окупят­ся как в экономическом, так и в оборонном отношениях. Для решения этих проблем стране нужна динамичная, четко сформули­рованная национальная промышленная политика, формирова­ние которой, к сожалению, слишком затягивается, несмотря на все усилия тех, кто считает ее одним из важнейших элементов становления новой России.

Безусловно, России нужен мощный современный флот, прежде всего с высокими показателями боевой и оперативной эффектив­ности, флот, который вписывался бы в интегрированную систему военной мощи, но с полномасштабным учетом флотской специфи­ки. На это должна быть ориентирована и кораблестроительная программа.

Одной из приоритетных задач флота будет сохранение его оке­анской функции, в том числе в плане разведки, сбора данных, изу­чения гидрологической обстановки. Среди боевых задач главная - поддержать устойчивость стратегических атомных подводных ло­док и создать такие режимы боевой службы кораблей, которые, в случае политических кризисов и развязывания военных действий, позволяли бы обеспечивать гарантированное отражение и срыв аг­рессии с морских и океанских направлений; которые позволяли бы также оперативно действовать в наиболее уязвимых, с точки зрения обеспечения безопасности России, ближнеокеанских зонах и в некоторых ключевых районах Мирового океана. Необходи­мость во флоте обусловлена не только военно-политическими или политическими факторами, но и приоритетами экономической бе­зопасности России. Последнее в значительной мере связано с на­личием огромных запасов энергоносителей, имеющих мировое значение, на шельфе России. Эти запасы соизмеримы, по некото­рым оценкам, с запасами в районе Персидского залива. Это отно­сится прежде всего к району Баренцева моря, а также к зоне, при­легающей к Сахалину. (Стоимость находящихся там и извлекае­мых запасов нефти и природного газа оценивается специалистами в десятки триллионов долларов).

Одной из важнейших задач российского военно-морского флота на обозримую перспективу будет активная поддержка ряда важ­нейших партнеров нашей страны в формирующемся новом геопо­литическом соотношении сил в мире. Это потребует направления отрядов российских кораблей в различные, в том числе и весьма от­даленные от наших берегов, районы Мирового океана. Очевидно, что такого рода акции должны быть тщательно подготовлены и продуманы как в политическом, так и в военном плане. Их прове­дение должно обеспечиваться в материально-техническом отноше­нии. И конечно, нужна постоянная забота об экипажах кораблей, их физическом, духовном и нравственном состоянии. Необходима и тщательная политико-дипломатическая подготовка таких акций, отработка их деталей и нюансов совместно Министерством оборо­ны, МИДом и Главкоматом ВМФ под эгидой высшего государст­венного руководства страны. Нельзя забывать, что ВМФ - это еще и особый инструмент государства, с помощью которого решаются не только чисто военные, но и политические задачи. Демонстрация российского флага в различных районах мира ради конкретных по­литических интересов России должна осуществляться на регуляр­ной основе. И надо восстанавливать своего рода культуру полити­ческого использования флота. Аналогов таких успешных полити­ко-дипломатических действий флота вдумчивый россиянин най­дет немало в отечественной и зарубежной истории.

Все более важным средством обеспечения сдерживания аг­рессии против России становится высокоточное дальнобойное оружие в неядерном снаряжении. И здесь военно-морскому флоту должна принадлежать важная роль, тем более, что отече­ственной наукой и промышленностью, при активном участии ученых нашего ВМФ, сделано очень многое. Еще раз уместно вспомнить слова видного российского историка и идеолога во­енно-морского флота П.И. Белавенца, писавшего, что постоян­ная "готовность нападать на территорию врага удержит его от нападения на наши земли." Белавенец справедливо подчерки­вал, что "эта истина верна была всегда и будет верна, пока будут существовать войны и войска как на суше, так и на море"[1]. Так что оборонительная направленность строительства российских вооруженных сил в целом, и ВМФ в том числе, отнюдь не обрекает российский флот на пассивное, прибрежное существование.

Министерство обороны, главкомат ВМФ, многие граждан­ские и военные ученые прилагают большие усилия, чтобы создавать лучшие проекты кораблей будущего, из которых мы бы смогли составить мощный флот. О том, каким им быть, среди специ­алистов развернулась активная дискуссия. Проводится конкурс различных проектов. Их выбор будет осуществляться на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов военно-политической обстановки в мире и научно-технического развития. Необходимо избавиться от давнего крупного недостатка отечественного ко­раблестроения, по выражению адмирала Н.Н.Амелько, - "нетерпимых массогабаритных характеристик"[2].

Весьма важным для развития материальной составляющей на­ших военно-морских сил является использование в максималь­ной мере технологических достижений отечественной ракетно-космической и авиационной промышленности, ряда других на­правлений. Заслуживают внимания предложения специалистов, направленные на то, чтобы "компоновать" новые проекты кораб­лей на базе новейших технологий, имеющихся в отечественной "оборонке", с учетом самых передовых зарубежных достижений.

В области развития техники и технологий основные усилия Министерства обороны связаны с созданием задела на будущее. Строительство нового флота на такой основе должно стать делом активным - с реальным накоплением боевой мощи, со структур­ной и оперативной реорганизацией. Делом, вдохновляемым вы­сокой идеей исторического величия Родины.

Многие специалисты справедливо обращают внимание на то, что военно-морской флот как вид вооруженных сил обладает рядом особенностей, присущих ему в большей степени, чем другим видам вооруженных сил.

Среди этих особенностей следующие:

- он имеет совместную с государством инфраструктуру;

- это инструмент государства - наиболее наукоемкий и трудо­емкий, наиболее насыщенный крупной техникой и оружием сложнейших конструкций, разработанных на базе практичес­ки всех отраслей науки и техники, требующих длительных сроков разработки, строительства и освоения;

- народное уважение и любовь к флоту имеют глубокие истори­ческие корни;

- ВМФ чаще других видов вооруженных сил фигурирует на международной арене, представляя свое государство.

С точки зрения ведения боевых действий военно-морской флот также имеет свои специфические черты:

- флот ведет боевые действия вдали от своей земли в Мировом океане, который в правовом отношении принадлежит всему человечеству;

- при ведении боевых действий на море нет линии фронта;

- флот ведет боевые действия в 4-х сферах: на поверхности во­ды, под водой, в воздухе, на побережье, главным образом, на стыке этих сред;

- на сравнительно небольших кораблях сконцентрирована ог­ромная огневая мощь (атомные подводные ракетоносцы);

- расчеты боевых действий флота ведутся в трехмерной объем­ной системе координат;

- флот - единственный вид вооруженных сил, который уже в мирное время, находясь в водах Мирового океана, имеет непо­средственный контакт с вероятным противником[3].

Эти особенности определяют специфику теории и практики ве­дения боевых действий на море и вызывают необходимость высоко­го профессионализма людей, принимающих одновременно участие в боевых действиях на огромных просторах Мирового океана.

Для России, как уже говорилось выше, сложности предопреде­лены ее географическим положением, разобщенностью морских театров. Это требует на каждом из них иметь свой отдельный флот со всей системой обеспечения, флот, способный в значительной мере самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. При этом необходимо иметь на каждом театре и другие роды вооруженных сил, включенных в систему флота, как-то: сухопутные войска, мор­скую пехоту, противовоздушную оборону, ракетные войска и т.д., что, в свою очередь, создает специфику в системе управления[4]. Ре­шение этой проблемы в современных условиях, когда все острее стоит проблема оптимального использования весьма ограничен­ных ресурсов, выделяемых на оборонные нужды, требует весьма непростых, нестандартных, а во многом и болезненных решений.

Развитие ВМФ должно опираться на солидную научную, промышленную и финансово-экономическую основу. Одной из пер­вейших задач является определенное увеличение ассигнований на военно-морские силы - как на кораблестроение и судоремонт, на морскую авиацию, наземные ракетные комплексы, так и на его по­вседневную деятельность, на развитие всей необходимой флот­ской инфраструктуры, на повышение уровня материального бла­госостояния и социальной защищенности моряков и членов их се­мей в рамках общего увеличения расходов на оборону.

Значительно больше внимания необходимо обращать на по­вышение обитаемости (в т.ч. эргономичности боевых постов) ко­раблей наших военно-морских сил - как ради боеспособности флота, так и ради самих людей, служащих на флоте, их семей. Причем это должно относиться ко всем категориям моряков, на­чиная с рядового состава. Многим командирам, офицерам, чьи взаимоотношения с подчиненными офицерами и матросами оставляют желать лучшего, не грех вспомнить заповеди таких российских военно-морских деятелей как П.С.Нахимов, С.О.Макаров, И.К.Григорович.

Особого внимания требует развитие средств разведки и целеу­казания, связи, в целом создание единого информационного поля, снижение заметности. В действиях военно-морских сил, как и во­обще во всякой вооруженной борьбе, все большее значение приоб­ретает информационное противоборство разнопланового свойст­ва. В том числе и ведение активной радиоэлектронной борьбы, ко­торая уже давно из обеспечивающего средства стала одним из ос­новных. Но это у нас усвоено еще далеко не всеми и не нашло дос­таточного отражения в оснащении кораблей и других средств ВМФ. В учебных программах училищ и академий, в системе опе­ративной и боевой подготовки эти вопросы также пока не находят своего достойного места.

Следует обеспечить и должный статус ВМФ в общей системе вооруженных сил. Первой вехой в этом отношении можно счи­тать введение вновь специальной должности заместителя начальника Генерального штаба вооруженных сил, представителя военно-морских сил.

Необходимо добиваться повышения роли военно-морского флота в общей системе обеспечения безопасности России, боль­шего внимания к его проблемам и нуждам со стороны государст­венного руководства всех ветвей власти, со стороны российской общественности. Это можно сделать при условии, если общест­во будет знать, ради чего и какой нужен России флот. Знать, как он реально обеспечивает безопасность страны и какие приносит нам политические и экономические выгоды, сколько флот будет стоить в том или ином варианте. От этих вопросов ни в коем случае нельзя уходить при рассмотрении планов развития на­шей морской мощи. Значение военно-морского флота, морской мощи для России как государства, имеющего все основания быть великой державой, для многих граждан нашей страны, к сожалению, еще не стало неоспоримым. Сильная общественная поддержка развития российской морской мощи, с учетом посто­янно идущей в Федеральном собрании, в Правительстве борьбы за финансовые ресурсы, становится все более важной для судь­бы российских военно-морских сил.

В обозримом будущем возможно появление дополнительных факторов, ведущих к возрастанию роли военно-морских сил. В том числе вероятно обострение борьбы за Мировой океан, различные участки континентального шельфа. Вероятно также и создание ог­ромного количества новых средств освоения Мирового океана и необходимость их защиты.

В период подготовки и празднования 300-летия Российского флота появилось немало интересных, заслуживающих внимания идей, касающихся настоящего и будущего нашего флота. К сожа­лению, как правило, они рождаются в среде моряков, а не обще­войсковых командиров, которые также должны быть заинтересо­ваны в должном уровне морской мощи. С другой стороны, предла­гаемые моряками решения развития флота часто не учитывают по­требности в развитии других видов Вооруженных Сил России. К тому же, в подавляющем большинстве работ по военно-морской тематике практически отсутствуют экономические оценки, сопоставления различных вариантов развития военно-морских сил России по критерию «стоимость-эффективность».

При этом необходимо иметь в виду, что приоритеты развития флота необходимо постоянно сопоставлять с задачами развития других видов вооруженных сил - РВСН, войск ПВО, сухопутных войск, военно-воздушных сил, обеспеченность которых ресурсами тоже, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому все планы развития ВМФ должны подвергаться строгому системному анали­зу, формироваться с учетом как целей и задач политики националь­ной безопасности, так и экономических и научно-технических воз­можностей страны. Эти планы должны быть убедительными и для специалистов, и для широкой общественности.

Нашей судостроительной промышленности и флоту принад­лежит приоритет в создании и развитии многих видов морского оружия. Накоплен дорогой ценой, в том числе и человеческих жертв, большой опыт исправления ошибок, во многом неизбеж­ных при развитии такого сложного организма, каковым являет­ся флот. Отечественный ВМФ обладает крупными достижениями в гидрологии, гидрографии, гидроакустике и пр., которые являются важными компонентами морской мощи. Должны быть приняты все меры по сохранению передовых позиций России в разработке морских вооружений, технологий, обеспечивающих создание задела под флот будущего. Это задача не только Ми­нистерства обороны, Генерального штаба, Главкомата ВМФ, ор­ганов, ведающих оборонной промышленностью, но и государст­ва, и всего общества.

Отечественная судостроительная промышленность обладает большим экспортным потенциалом. Многие типы советских бое­вых кораблей, поставленных в свое время на экспорт, блестяще проявили себя в самых разных условиях и сохраняют боеспособ­ность на протяжении десятилетий, в чем автор много раз убеждал­ся воочию. Активизация экспорта кораблей, морских вооружений - это также один из важных способов сохранения отечественной промышленности и науки и инструмент укрепления международ­ных военно-политических позиций России, причем - за средства других государств.

При резком сокращении масштабов строительства кораблей и других средств ВМФ весьма важное значение имеет адекватная загрузка судостроительных предприятий, КБ и заводов-смежни­ков разработкой и производством соизмеримой по сложности гражданской продукции. Министерство обороны России в этих целях делает все возможное, чтобы соответствующие заказы дос­тавались отечественным предприятиям, инициируя принятие со­ответствующих государственных решений. Это относится, в частности, к Государственному центру атомного подводного судостроения (г.Северодвинск), которому поручено строительство сложной и прибыльной продукции - платформ для добычи неф­ти и газа в море.

По инициативе Министерства обороны президент Россий­ской Федерации подписал Указ "О создании промышленно-производственной базы по освоению углеводородных месторожде­ний на континентальном шельфе Арктики". По этому указу голов­ным подрядчиком в производстве оборудования для освоения нефтяных и газовых месторождений прибрежного шельфа Арк­тики становится Государственный Российский центр атомного подводного судостроения.

То же самое относится и к Амурскому судостроительному заво­ду, и ряду других предприятий. Освоение морских месторождений нефти и газа может производиться с использованием отечествен­ных атомных энергетических установок, во многом аналогичных тем, что делаются для нашего военно-морского флота. И это ис­ключительно важно для сохранения кооперации в сложнейшей от­расли - в современной судостроительной промышленности.

Перед нашей страной стоит трудная задача возрождения эконо­мики, строительства социально-политической базы и структурных элементов нового Российского государства, в том числе за счет уси­ления интеграционных процессов. Для этого нашему государству, как и другим странам, необходима безопасность, уверенность в мирном завтрашнем дне. Стране не нужна конфронтация ни с Вос­током, ни с Западом. Но необходимо, чтобы Россия была подлинно суверенным государством, с которым считаются в мире, отношения с которым строят на подлинно равноправной и взаимовыгодной основе. В этом деле важную роль должны сыграть российские воен­но-морские силы как специфический вид вооруженных сил.

Очень хочется надеяться, что сам факт празднования трехсот­летия нашего флота будет способствовать таким сдвигам в общест­венном сознании, которые дадут нам возможность иметь достой­ную великой державы морскую мощь.

Мы не должны забывать обо всех уроках истории российского флота - как о наших победах, так и о наших поражениях, просчетах, недостатках. Только такой честный взгляд на самих себя позволит обеспечить надлежащую военно-морскую мощь России. К сожале­нию, в истории нашего флота, как показывает даже беглый ее обзор, часто повторялись одинаковые и трагические по своим последстви­ям ошибки. Образно говоря, мы неоднократно "наступали на одни и те же грабли". Периоды подъема, выдающихся достижений отечест­венного флота не раз сменялись периодами длительного упадка, из которых приходилось выходить ценой огромных усилий. Таких пе­риодов упадка у нас было не менее пяти за 300 лет существования флота: после царствования Петра Великого, в период царствования Александра 1, непосредственно после Крымской войны 1853-1856 гг., после русско-японской войны 1904-1905 гг., после революции 1917 г. и гражданской войны 1918-1922 гг. Поэтому с позиции подлинной гражданственности, если по-настоящему желать возрождения наше­го флота, в юбилейный год нельзя говорить только о его триумфах, победах. Надо, пусть и с болью в сердце, анализировать наши просче­ты, неудачи, поражения. Причем все это должно делаться в комплек­се, с учетом политических, экономических, идеологических, военных и научно-технических факторов и обстоятельств.

Россия - государство, имеющее выход к двенадцати морям трех океанов. Ее территория простирается на двух континентах. Сегод­ня мы отдаем дань уважения дальновидности всех государствен­ных мужей России, радевших о военно-морском флоте и морской мощи государства, четко определявших для флота его политичес­кие и военные задачи. Мы отдаем дань уважения таланту флотовод­цев и корабелов, мужеству офицеров, унтер-офицеров, старшин, матросов и судостроителей, создавших Флот России и одержав­ших блистательные военные и дипломатические победы. Мы помним ним и тех, кто в тяжкие дни поражений защищал до последней капли крови честь нашей державы, честь военно-морского флага.

 

[1] Белавенец П.И. Нужен ли нам флот и значение его и истории России. - СПб., 1910. - С. 215.

[2] См.: Н. Амелько. Отсутствие военно-морской доктрины - трагедия ВМФ. // Морской сборник. - 1996. -№ 2. – С. 11.

[3] См. Алексин В., Шевелев Э. О реформировании нашего ВМФ. // Морской сбор­ник. - 1993. - № 3. - С. 9-18.; Капитанец И. Флот и судьба России. // Морской сборник. - 1996. - № 2. - С. 6-10.; Амелько Н. Отсутствие военно-морской док­трины - трагедия ВМФ. // Морской сборник. - 1996. - № 2. - С. 10-12. См.: Белкин А. Великая Россия - морская держава. СПб., ЦВММ, 1995.

[4] См.: Белкин А. Великая Россия - морская держава. СПб., ЦВММ, 1995.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован