01 апреля 2008
147

А.Маховиков: `Пермь открыта для бизнеса`

В апреле администрация Перми впервые презентовала на специализированной выставке МОЛЛ-2008 в Москве площадки под строительство коммерческой недвижимости и жилья. В планах города - передать в частные руки 535 га городских земель для застройки современными объектами недвижимости и сервисной инфраструктуры. О работе пермской делегации на выставке и налаживании системы взаимодействия с инвесторами REZON рассказал заместитель главы администрации Перми Анатолий Маховиков.


Какова цель участия администрации Перми в выставке МОЛЛ-2008, на какой эффект вы рассчитывали, и удовлетворены ли результатами?
Мы хотели показать, что Пермь открыта для бизнеса, и соответственно донести до инвесторов достаточно амбициозные планы по развитию города. Администрация города предложила инвесторам конкретные участки под строительство коммерческой недвижимости, многофункциональных комплексов, гостиниц, под индивидуальное жилищное строительство. Интерес со стороны потенциальных инвесторов к этому предложению оказался высоким. Сама выставка носила специализированный характер, и потому привлекла в основном те компании, которые уже построили торговые центры, и приступили к поиску арендаторов. Но, построив один объект, девелоперы, как правило, тут же начинают искать участки в регионах для строительства новых ТЦ. Это сетевой бизнес. И предложение администрации города, сформированные участки под строительство объектов коммерческой недвижимости, очевидно, попало в точку. Полагаю, что отклик со стороны потенциальных инвесторов будет, соответственно у нас есть хорошие шансы достичь того результата, на который рассчитываем - привлечь инвесторов к участию в аукционах, посредством которых город планирует передать для развития и освоения участки общей площадью 535 га. Из них 10 площадок предназначены под строительство объектов коммерческой недвижимости, причем все они расположены в тех районах города, которые активно развиваются, только начинают застраиваться, и потому там необходимы новые торговые центры. Еще 13 площадок выделены под разные виды недвижимости в рамках проекта развития застроенных территорий. Четыре крупных площадки предназначены под индивидуальное жилищное строительство (среди них участки в микрорайоне Ново-Бродовский и Ива-2). То, что мы должны, так или иначе, продвигать свои проекты, в том числе путем участия в выставках - очевидно, это правильный цивилизованный подход продвижения конкретных проектов и города в целом.

Учитывая, что на выставке были представлены и другие города, которые все равно в какой-то степени конкуренты друг другу, вы могли бы выделить сильные стороны Перми?
Пожалуй, сейчас основное конкурентное преимущество Перми состоит в том, что у нас очень много незанятых ниш и оттого город должен быть интересен бизнесу. Этот шанс нельзя упускать.

Какие ниши могут быть наиболее интересными для инвесторов, на ваш взгляд?
Наверное, это бизнесу лучше знать. Мы со своей стороны можем оперировать только приблизительными, хотя и достаточно очевидными аргументами. В целом можно сказать, что в Перми еще есть возможность хороший задел для развивать торговая инфраструктура, складская инфраструктура, инфраструктура сервиса.

Инвесторы как правило оценивают не только привлекательность тех или иных площадок, но и инвестиционный климат в регионе, настрой властей по отношению к бизнесу. В Перми на ваш взгляд что-то сделано, чтобы бизнесу было проще взаимодействовать с администрацией?
Мы сделали ряд шагов по выстраиванию системной работы с инвесторами. Принципиально изменился функционал департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства администрации города, который всю работу с потенциальными инвесторами замкнул на себе. Неважно идет ли речь о строительстве АЗС, автомойки или же крупного торгового центра - все запросы инвесторов на эти темы разрешает специализированные департамент. Это та точка роста, на базе которой можно выстроить полноценную систему взаимоотношений власти и бизнеса. Пусть сегодня эта работа выстраивается в большей степени путем налаживания личных контактов, организации встреч, обсуждения предложений, но мы стремимся превратить эту работу в систему.

Какой эффект должна дать эта система?
Система должна позволить нам уйти от адресности сопровождения тех или иных проектов, и взамен наладить стандарты взаимодействия бизнеса и власти. Мы сейчас пока в основном занимаемся разрешением наиболее острых вопросов, наболевших, которые бизнес задает власти по земельным участкам под торговые центры, АЗС, другие объекты. Это реактивная модель. В идеале же надо переходить к проактивной, к планированию, когда мы анализируем экономику города, отслеживаем, что в нем строится и что развивается, чего не хватает для достижения тех или иных показателей, и на основе полученных выводов закладываем средства в трехлетний бюджет на разрешение этих проблем. Это позволит смотреть вперед, а не заниматься только закрыванием долгов, накопленных в прошлые годы. Когда эта система взаимодействия бизнеса и власти заработает, тогда и будет меньше адресных проектов, больше плановой работы.

Особый интерес инвесторы проявляют к площадкам, которые город намерен выставить на торги в рамках процедуры развития застроенных территорий. Часть площадок находится в средоточии делового центра города, некоторые в районах прилегающих к центру. С учетом специфики процедуры торгов, как пошагово будет происходить подготовка этих участков к передаче в руки частных инвесторов?

Развитие застроенных территорий подразумевает прохождение трех этапов. Первый - это формирование территории, подлежащей развитию, определение ее границ, установление параметров застройки, расселения, технических условий. Фактически это сбор исходный данных. Второй этап подразумевает проведение аукциона на право развития застроенной территории. Третий - это процесс расселения территории для освобождения ее под новую застройку. Все эти три этапа совершенно разные по срокам, причем многое зависит от величины площадки и ее сложности.

Какие шаги уже пройдены в процессе подготовки застроенных территорий к редевелопменту?
Мы уже определили границы участков, ряд позиций по техническим нагрузкам. Остается разобраться еще с некоторыми техническими параметрами, чтобы установить нормы плотности застройки, необходимого количества парковочных мест, соотношения офисных и торговых площадей. После этого можно будет приступать к организации аукционов. Первые три застроенные территории, мы планируем реализовать через аукционы уже во втором квартале текущего года. Среди них кварталы в районе улиц Первомайская, Волховская, территория в районе Нечаевской и площадка в деловом центре города.

Расселение - обычно сложный процесс? Не отпугнет ли такая перспектива инвесторов?
Процесс развития застроенных территорий в законодательстве прописан достаточно четко. Расходы по расселению ложатся на инвестора. Собственники ветхих домов получат справедливую компенсацию, но не смогут требовать за свое имущество неоправданно высокую плату сверх разумных пределов. Величину компенсации определяет независимый оценщик. Это достаточно удобная схема, как для бизнеса, так и для города. Проект по развитию застроенных территорий направлен с одной стороны на решение проблемы расселения ветхого жилья, а с другой - на улучшение облика Перми и развитие здесь сферы услуг.

По поводу тех участков, что были презентованы на выставке МОЛЛ, есть у администрации видение какие объекты инфраструктуры там должны быть, что городу необходимо в первую очередь?
Мысли и пожелания по вопросу развития той или иной территории мы, безусловно, можем формулировать и высказывать. Но все-таки что лучше строить - решать не нам, а бизнесу. Опираясь на планы развития дорожной, инженерной инфраструктуры города мы можем сказать что в том или ином районе надо городу. И такое видение мы готовы предлагать бизнесу, но последний будет давать свои оценки по возможности развития той или иной территории в нашем направлении.

То есть речь будет идти о выработке консенсуса?
Очевидно да. Мы будем прорабатывать варианты, которые бы позволили учесть интересы бизнеса, но при этом и соблюсти интересы города.


"REZON", апрель 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован