29 января 2007
1145

А. Юрков. Профессионализм: знание плюс умение

Наивно полагать, что диплом есть свидетельство о полном журналистском профессионализме, который на самом деле есть явление многомпанентное. В нем умещаются и самая широкая эрудиция, и технологически продвинутое мастерство в создании информационного продукта, и современные представления о медиаменеджменте. Речь идет, таким образом, о специалисте - универсале.

Потому и фундаментом такого профессионализма служат, безусловно, знания университетские. Попытки мастерить квазижурналистов в вузах самого неожиданного иногда профиля не дают необходимого эффекта. Сегодняшним редакциям потребны специалисты не числом поболее, а качеством повыше.

Университетские знания предполагают в первую очередь не только добротную филологическую подготовку, но и обогащение молодого интеллекта широчайшим гуманитарным кругозором, системными сведениями исторического, культурного, экономического, политического, юридического характера. Реально получить все это после окончания Университета практикующий журналист не может. Вот почему за добротность такого вооружения профи факультет несет безраздельную ответственность, тем более при столь плачевном состоянии школьного образования.

Именно недостаточность гуманитарного блока знаний или недооценка его неизбежно влечет за собой низкую профессиональную культуру журналиста, внутреннюю и внешнюю обедненность создаваемых им текстов. И, конечно, соответствующее воздействие на духовность нации. Неправильно думать, что существует "простая" журналистика, не нуждающаяся в профессиональной культуре. И кулинарные рецепты можно писать по-разному.

Особенно внимательного обсуждения заслуживают призывы готовить уже на студенческой скамье профессионалов узкого профиля для специальных изданий. Во-первых, это нереально практически - слишком многообразны и переменчивы тематические сферы, чтобы каждую из них вполне удовлетворить в учебном процессе. Во-вторых, журналист-профессионал губит свой творческий потенциал, будучи годами прикован к одной и той же тематической "тачке". В-третьих, безусловным профессиональным достоинством журналиста всегда считалась способность быть талантливым дилетантом, вникающим на должную глубину даже в самую узкую тематику и сочетающим при том достаточную компетентность с выразительностью изложения.

Несколько иначе выглядит формирование журналистского профессионализма в его технологическом аспекте. Здесь уже не обойтись без самого тесного сотрудничества теоретиков и практиков. Безусловно, уже в стенах Университета будущий журналист должен получить достаточное понимание, что такое сбор и селекция информации, как формируется авторский замысел, по каким законам конструируются тексты публикаций разного назначения, каким образом строятся отношения с аудиторией и т.д. Сюда же, в частности, относится и способность, войдя в интернет, выйти из него, не зацепив вместе с полезными сведениями душистый букет дезинформации. Впрочем, умозрениями здесь не обойдешься. Необходимы навыки, необходимо умение. Это умение, эти секреты ремесла нарабатываются годами. И потому выпускник факультета в каком-то смысле неизбежно представляет собой полуфабрикат профессионализма. Особенно в приложении к тому или иному изданию - с его традициями с его типологической и политической диспозицией в системе СМИ.

Задача состоит в том, чтобы вчерашнего студента приходилось бы лишь доучивать, а не переучивать. Вот почему столь необходима синхронизация усилий факультета и редакций, которая воплощается, прежде всего в производственной практике, девиз которой - "чем раньше, тем лучше". Но не только. Не менее важны системные корпоративные коммуникации по линии теория - практика. И если преподавателям необходимо ощущать пульс сегодняшней редакционной жизни, то столь же необходимо творцам иметь представление о том, чему учат в аудиториях будущих профессионалов. Тем более что теоретики имеют возможность обобщать и анализировать ситуацию на широком медиапространстве, а это отнюдь не бесполезно для руководителей тех изданий, где привыкли вариться в собственном соку.

Справедливо говорится, что кадры - лучшее вложение капитала, не исключая, конечно, и медиабизнес. Редакциям нелегко найти на рынке труда полностью готовых профессионалов. Отсюда - растущие ожидания от факультета журналистики. Не всегда достает времени, терпения, умения "возиться" с его питомцами. А как иначе? Не лишне помнить и о том, что за подготовку журналистских кадров платит государство, лишь частично - родители юных дарований. И никто больше. Между СМИ и факультетом нет и не может быть непосредственных рыночных отношений, так же как не реальна диспозиция заказчик - подрядчик. Но существует общая мотивация: совместными усилиями, на хорошо разработанной организационной основе выращивать профессионалов раннего созревания.

А. Юрков, доцент факультета журналистики СПбГУ

http://jf.pu.ru/plus/jouredu/text_urkov.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован