12 октября 2008
4587

А. Запашный: `Эстетика гурмана не уживается в клетке с тигром`.

Все поклонники братьев Запашных с нетерпением ждут, когда Эдгард и Аскольд выведут на манеж своих новых артистов - белых львят. Пока пушистые альбиносы Фрэнк и Джон выходят на сцену лишь на репетициях. Но уже сегодня определены симпатии зверей и артистов, выявлены способности юных питомцев и открыты новые возможности для будущих трюков. Подробности из жизни талантливых двуногих и четырехлапых звезд журналу "Вкусная жизнь" поведал Аскольд Запашный.

- Фрэнк и Джон попали к вам полугодовалыми зверенышами. Уже год вы целенаправленно и систематично работаете со львятами. Сформировались симпатии?
- Признаюсь, по характеру я гораздо терпеливее, чем брат, и это вам также подтвердит Эдгард. У него другой подход к жизни: он считает, что все должно происходить стремительно, поэтому всегда ищет то, что можно сделать быстро и эффектно.
Так получилось, что когда львята попали к нам, Джон был уже достаточно взрослым, чтобы испугаться, поняв, что происходит, когда его отлавливали. В первое время он очень боялся людей, кидался на решетки, бился головой в кровь, будучи хищником, выражал свой испуг через агрессию. Как известно, лучший способ защиты - нападение. А так как он находился в том возрасте, когда важно было "не упустить артиста", то мне пришлось терпеливо, день за днем приучать малыша к новой жизни.
- Что подразумевается под выражением "не упустить"?
- У нас в цирке есть такой термин: если животное достигает определенного возрастного периода, очень трудно ломать его характер. Приходится именно ломать, а мы не сторонники жестких методов дрессуры. Мы за разумный подход. Поэтому я проводил с Джоном очень много времени, когда не нужно было форсировать ситуацию, а просто "вместе потерпеть". И он меня признал "за своего", стал доверять.
Брат взял на себя Фрэнка. Фрэнк тоже "не легкий парень" в плане дрессуры, он очень специфичен по своему характеру и устройству мышления. У него в хорошем смысле слова для человека и в плохом для хищника "интеллектуальные отклонения" от нормы. Хищник должен убивать, а Фрэнк больше напоминает собаку, божьего человечка, чудика. Он решил, что на людей кидаться не надо, и ведет себя, как собака. Ему гораздо интереснее повеселиться, побегать, поласкаться. Джон, наоборот, полноценный хищник.
- У вас очень эффектный стиль дрессуры, вы не пичкаете животных за каждый трюк угощением, как это делают многие дрессировщики. Если судить по аналогии с людьми, то голодный человек чаще всего недоволен и сердит. Расскажи о поведении тигров, вы выходите с ними на манеж, когда они сыты или голодные?
- Тигров в работе мы, в принципе, не угощаем. Такова наша школа дрессуры, как отработанный подход к животному, опыт которого передается из поколения в поколение. Папа подкармливал животных "порцией" - большим куском мяса дневной нормы только в репетиции. Как приз за что-то хорошо сделанное. Мы также кормим животных только в репетиции, на манеже. Папа считал, и мы с ним вполне солидарны, что для зрителя больше должно быть показано искусства, а не кухни.
Все зависит от того, какой подход дрессировщик выбирает. Есть артисты, которые показывают зрителям, как они угощают животных, демонстрируя мягкий вариант дрессуры. Это можно объяснить еще и тем, что очень большое количество зрителей, не вдаваясь в подробности, готовы критиковать цирк, считая дрессуру насилием над животными.
Что касается человека, то, будучи психологом, а дрессировщик в какой-то степени всегда психолог, могу утверждать, что еда влияет на настроение человека только в том случае, если он свои взаимоотношения с окружающими людьми ставит в зависимость от своего самочувствия. И тогда можно говорить о чертах характера. К примеру, брат, когда он голоден, становится злым, а у меня начинает сильно болеть голова.
Голод у хищников - основной инстинкт. Однако, школа нашего отца помогла нам выработать такую систему дрессировки, что поведение животных напрямую не зависит от каких-то внешних факторов, и даже от голода. Иначе животных очень трудно контролировать. В зависимости от графика репетиций, тигры могут быть и сытыми, и голодными: если репетиция с утра, то к вечеру они проголодаются, если - после обеда, то выйдут на манеж сытыми.
Главное - другое, то, что сложилось между нами в процесс длительного общения. Надо абсолютно четко и ясно понимать, что хищник хочет тебя убить, для него это нормально, а для человека нормально - защищаться. И если ты хочешь быть лидером в стае, то должен показать свою силу животному. При этом у нас мягкий, европейский стиль дрессуры, мы с животными играем, позволяем им какие-то вольности, они у нас очень вальяжные и могут сделать то, что им нравится. Мы пресекаем это только в крайних случаях. Эта такая закамуфлированная дисциплина.
- Какие приоритеты в пище у зверей Запашных?
- Вообще, хищники едят только мясо. Были экспериментаторы, которые кормили животных вареным супчиком, бедняги от этого только болели. У нас основное блюдо - говядина и конина. Конину тигры едят охотнее всего. Свинина и курица для них - деликатес. Если говорить о гурманах, то наш Джон за курочку сделает все, что хотите. И неважно, насколько он голоден. Мы иногда этим пользуемся.
- А что предпочитают дрессировщики?
- Я не гурман, это точно. Вообще, у меня есть своя теория: я разделяю людей по избалованности на тех, у кого изначально все было, и тех, кому приходилось что-то зарабатывать. Я попал во вторую когорту людей, поэтому немножко грубоват для гурмана по своему воспитанию. Гурман - это человек с развитым эстетическим чувством, которому свойственно особое состояние души и ощущения в очень тонком мире. А я - человек, который реально отдает себе отчет в том, что завтра меня могут или убить, или съесть, или покалечить. Я к этому отношусь нормально, это не какие-то красивые слова, "понты", это действительно реальность моей жизни. И эстетика гурмана здесь неуместна, она не уживается никак в клетке с тиграми.
Это откладывается на все направления моей жизни, как в отношение к еде, так и к одежде, поведение, общение с людьми. Избалованный человек, который кроме "Феррари" ничего не видел, конечно, будет выбирать автомобиль по оттенку колера. Другой рад, что ему "копейку" подарили. В этом вся разница. Да у меня и времени нет на то, чтобы быть гурманом. Можно просто разбираться в еде. Я люблю хорошую, вкусную еду, но при этом не заморачиваюсь на мелочах.
- Сейчас в мире сложилось особое отношение к восточной кухне.
- В последнее время я, как жертва рекламы и моды, подсел на суши, ем с удовольствием. Конкретно, люблю "Филадельфию". Нравится итальянская кухня, она, мне кажется, ближе к российской по питательности. Когда голоден, я люблю именно "поесть": пришел к бабушке с тетей, навернул пельменей, пюре с котлетой, курицей прожаренной. Я боюсь экспериментировать, хотя люблю. Голодный предпочитаю обойтись без экспериментов, а вот когда с друзьями, в силу обстоятельств, надо посидеть в кафе, пообщаться, я могу заказать что-то мне неизвестное, просто, чтобы "разведать территорию".
- На гастролях иногда, наверное, приходится что-то приготовить самим. Получается?
- Я умею готовить для пропитания: картошку сварить и пожарить, макароны отварить, пельмени сделать, отбивную пожарить, приготовить омлет. На более глубокую специализацию у меня просто нет времени. Я убежден, что нужно выбрать свое направление и двигаться в нем, не распыляясь, только так можно стать профессионалом.
Когда у тебя есть какой-то подход к жизни, он распространяется на все. Я реально отношусь к этой жизни без альтернативных подходов в виде вызова обществу. Не люблю крайности. Не нужно следовать как баран за толпой, но и не нужно кричать, что ты один-единственный. Понравилось недавно прочитанное выражение из Интернета: "один нормальный человек среди миллиона сумасшедших, единственный нормальный или единственный сумасшедший?". Те же суши становятся настоящим общественным движением, модой, а потом наступает период, кто-то встает и говорит: "Подождите, что мы все, как бараны, едим суши?!"
- А как относишься к "фастфуду"?
- Для некоторых моих друзей встретиться в "Макдональдсе" - это позор, хотя я считаю: фастфуд - это удобный способ поесть по случаю.
- Аскольд, мы начали наш разговор с ваших малышей и, если позволишь, закончим его также цирковой темой. Я знаю, все эти годы феноменального успеха ваших номеров в России и за рубежом вы с Эдгардом целенаправленно готовитесь к победе в Монте-Карло. Сначала было много "внутренних" препон для вашего участия, а теперь появились внешние преграды?
- Да, возник ряд новых препятствий. Вот почему я не люблю крайности. Сегодня Европа в борьбе за гуманизм дошла до полного запрета дрессуры животных. Теперь для того, чтобы участвовать в конкурсе, нужно полгода до проведения фестиваля жить рядом с Монте-Карло под присмотром "зеленых", чтобы они следили за условиями содержания животных. Но любая цель должна оправдывать средства. Зачем нам работать на кого-то, когда мы можем работать здесь, на нашу страну?!
- И самый животрепещущий вопрос. Когда мы увидим новых артистов братьев Запашных?
- Вероятнее всего, мы выведем Джона и Фрэнка на манеж только через год.

12 октября 2008
Ирина Афанасьева
"Вкусная жизнь". Ижевск
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован