15 сентября 2010
11232

Аббас Бибарсов: За ошибки надо отвечать

Официальное заявление муфтия Единого духовного управления мусульман по
Пензенской области шейха Аббаса Бибарсова

Уважаемая редакция!

13 сентября на сайте IslamNews была опубликована заметка-опровержение "Пензенскую мечеть не закрывали 9 сентября", подготовленная со слов одного из руководителей соборной мечети г. Пензы Рафика Шабанова. По его словам, двери пензенской соборной мечети всегда открыты, а утверждения о закрытии храма 9
сентября не соответствует действительности.

Хочу заявить, что Рафик Шабанов ввел редакцию в заблуждение. Из его краткого
интервью IslamNews следует: "Постоянные прихожане заранее (8 сентября) оповещены
о том, что праздничная молитва состоится 10-го сентября". Со ссылкой на Шабанова
редакция приходит к выводу: ...информацией о том, что праздник в данной мечети
было решено провести на день позже, располагали далеко не все, а только
"постоянные прихожане". Согласно пояснениям Шабанова редакция сообщает: "решение
о проведении праздничного намаза на день позже, чем в остальных регионах
центральной России, было принято прихожанами мечети коллегиально, исходя из
информации, поступающей из исламского мира".

Во-первых, я не припомню ни одного хаддиса, в котором Аллах выделяет из уммы
"постоянных прихожан". Такого разделения уммы также не встречается ни в одной
сунне или хадисе Пророка Муххамеда (мир ему).

Ведь двери дома Аллаха открыты для каждого правоверного без всяких ограничений
на избранность. А то, что 9 сентября они были в соборной мечети открыты, как
утверждает Шабанов, нисколько не оправдывает решение руководства мечети о
переносе даты праздника. По сунне, поскольку люди не смогли совершить
торжественный намаз и возрадоваться вместе с Аллахом, 9 сентября двери в
соборную мечеть были закрыты. Об этом, кстати, без ссылок на IslamNews, сообщили
сайты Ansar.ru и PenzaNews.

Что касается ссылки Шабанова на информацию, поступившую к нему из исламского
мира, могу с глубокой уверенностью сказать, что исламский мир неоднополярен, и
только территорией Саудовской Аравии не ограничивается. Утверждение фетвы на
празднование Ид аль-Фитр в тех регионах России и странах мира, где Ураза-байрам
начался 9 сентября, основывается не на мнении отдельного человека. Для
завершения поста есть ряд аргументированных доказательств.

В этот день праздничный намаз совершали даже в некоторых арабских странах, а
подавляющее большинство мусульманских общин Европы также отметило праздник 9
сентября. Одним из более весомых аргументов в пользу достоверности фетвы
являются данные астрофизической обсерватории в горах Карачаево-Черкессии, где
ученые видели на небе рождение Луны. Кроме того появилась информация о том, что
молодую Луну видели в странах Европы, в частности в Турции, и других
государствах. Основываясь на этих данных, авторитетные в исламском мире муфтии и
ученые возложили на себя ответственность за объявление Ид аль-Фитр 9 сентября. У
нас нет никаких оснований им не доверять. Тем более, лидерам российской
мусульманской уммы.

Теперь обратимся к информации на ту же тему, опубликованную на сайте
Islam-kamenka.ru: "Вместо того, чтобы нас поздравлять, пензенские братья
мусульмане обвиняют нас. Мы извиняемся перед представителями муфтията, за то,
что не успели довести информацию о перенесение праздника в нашей мечети. Это
наша ошибка, поскольку, обсудив наше решение, мы бы пришли к единому мнению, - в
недоумении говорят имамы мечети г. Пензы".

Так было ли коллегиальное решение прихожан мечети о проведении праздничного
намаза на день позже, как это утверждает Шабанов в интервью IslamNews? Ведь,
судя по его комментарию сайту Islam-kamenka, никакого обсуждения вообще не было,
а, следовательно, не могло быть и единого мнения.

Так почему же статья "Ураза-Байрам по-пензенски: мусульманам вход запрещен",
опубликованная 9 сентября на IslamNews не соответствует действительности? Очень
даже соответствует. Имамы признали свою ошибку и извинились перед
представителями муфтията, за то, что не успели довести информацию о перенесение
праздника в соборной мечети Пензы. Да только нам их извинения через сайты не
нужны. Своими действиями они выразили неуважение тем мусульманам, которые живут
в Пензе и ближайших окрестностях, где на ближайшие 50- 60 верст нет никаких
других мечетей. Приехавшие издалека люди не смогли воздать Всевышнему молитву по
случаю окончания поста и разделить вместе со своими братьями по вере радость
праздника Курбан-байрам, Но люди совершили грех не по своей вине. Ошибку и
неуважение к Аллаху и Пророку Муххамаду (мир ему) допустили имамы соборной
мечети Пензы. В Судный день Аллах спросит с них более строго.

К такому же выводу приходит и татарская интеллигенция г. Каменки,
прокомментировавшая конфликт на сайте Islam-kamenka: "Руководству мечети г.
Пензы необходимо было предварительно сообщить через средства массовой информации
о том, что праздник будет проводиться на следующий день и объяснить, по каким
причинам. Они должны были поставить в известность и муфтия Пензенской области,
согласовав это решение".

В итоге редакция Islam-kamenka приходит к заключению: "Может быть и не стоило
так громко шуметь по этому поводу, но многие, кто пришли на праздничную молитву
девятого сентября, остались по прежнему обижены и недовольны".

Но людям просто не могло прийти в голову, что в пензенской соборной мечети Ид
аль-Фитр состоится 10 сентября, когда все российские СМИ, включая телевидение,
радио и интернет вещали о том, что все российские мусульмане поздравляют друг
друга с Курбан- Байрамом 9 сентября! Они и приехали, чтобы выразить солидарность
со всем мусульманским миром. Но у дверей соборной мечети Пензы их ждало
разочарование. Де-факто они были открыты. Де-юре, по законам шариата, они перед
мусульманами захлопнулись. Хотя только в Пензе проживает 15 тысяч мусульман.
Праздник 9 сентября не состоялся, а вместе с разочарованием улетучились и
показатели мусульманского единства в Пензе. И это уже факт. Подобного еще
никогда не было за всю историю соборной мечети Пензы, которая сегодня делает
вызов всей умме и не желает подчиняться законноизбранному муфтияту. А это уже
раскол.

В хадисе Пророка (мир ему), говорится о том, что поститься надо тогда, когда
постится весь джамаат, и разговляться также вместе с ним. По мазхабу имама Абу
Ханифы (рахимяхуллах) имам мечети не имеет права проводить даже джума- и ид
намазы без разрешения руководителя мусульман. И по традициям других мазхабов,
имамов испокон веков назначали муфтии. У Рафика Шабанова нет по шариату никаких
полномочий, чтобы объявлять, а тем более переносить праздничные намазы. Это
компетенция муфтия, который несет ответственность за джамат. И эти важные
канонические условия для проведения намаза в Пензе были нарушены. Прошу принять
к сведению, что Рафика Шабанова имам-хатыбом соборной мечети города Пензы я не
утверждал! Из этого следует, что проведенный им 10 сентября намаз считается
недействительным и благословления Аллаха не имеет.

В годы суровых испытаний, когда репрессиям подвергались многие религиозные
деятели, наше поколение, с помощью Аллаха, с большим трудом сохраняло духовную
связь нашей богословской школы. Мы собирали книги, изданные еще до революции,
которые выбрасывались на помойку или сжигались. Общались с уважаемыми устазами и
алимами, чтобы донести их слово потомкам. Кого мы взрастили?

Команда соборной мечети Пензы сегодня проявляет неуважение к старшим по
возрасту, ученым людям и духовным лидерам. Мало того, еще настраивает против них
прихожан. В татарских селах России нет ни одной мечети, в которых бы я не
молился, и вдруг такое неуважение в родном пензенском крае.

Систематические нарушения исламских религиозных ценностей, в конечном итоге,
привели к тому, что был омрачен праздник Курбан-байрам, который люди ждали целый
месяц, а в результате они остались без праздничной молитвы. Они шли в соборную
мечеть с праздничным настрением, с намерением совершить торжественный намаз с
братьями мусльманами. Все знали, что, по сообщениям СМИ, в мечетях проводятся
богослужения. Но их так жестоко обманули. Мне звонят мусульмане из многих
районов области и выражают свое гневное осуждение. Таким имамам не место в
соборной мечети!

Член Совета муфтиев России( СМР), муфтий Единого Духовного управления мусульман
(ЕДУМ) по Пензенской области, шейх, член Общественной палаты Пензенской области,
член общественного Совета при УВД Пензенской области Аббас Бибарсов.

Хроника

9 сентября 2010 года праздник Курбан-байрам официально стартовал по всей России.
От имени Совета муфтиев России, Централизованной религиозной организации
Духовного управления мусульман Европейской части России об окончания поста
Священного месяца Рамадан и наступления праздника Ид аль-Фитр (Ураза Байрам),
который приходится на 1 шавваля 1431 г.х. (9 сентября 2010 года) заявил
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

В этот день мусульман поздравляли: Президент России Дмитрий Медведев,
Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин, Председатель
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов,
Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, Патриарх Московский и Всея Руси
Кирилл, Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, Верховный муфтий
ЦДУМ Талгат Таджуддин, муфтий ДУМ Татарстана Гусман Исхаков, Президент
Татарстана Рустам Минниханов, Полномочный представитель Президента в Приволжском
федеральном округе Григорий Рапота, губернатор Пензенской области Василий
Бочкарев, муфтий ЕДУМ по Пензенской области Аббас Бибарсов, муфтий РДУМ по
Пензенской области Адельша Юнкин, многие политические, религиозные и
общественные деятели зарубежных государств и регионов России, приславшие
поздравления российским мусульманам.

В этот день праздник Ураза-байрам отмечали в Азербайджане, Афганистане,
Казахстане, Сербии, Турции и других странах. Праздничные намазы прошли в
Московской соборной мечети, где собралось несколько десятков тысяч мусульман, в
1019 мечетях Республики Татарстан, в других регионов России, во всех мечетях
Пензенской области, а их около 80, за исключением соборной мечети Пензы.
Миллионы зрителей телеканалов ОРТ, РТР и ТНВ смогли наблюдать прямую трансляцию
богослужений в честь праздника Ураза-байрам из московской соборной мечети,
казанской мечети "Кул Шариф", уфимской мечети "Ляля Тюльпан". Вся официальная
информация об объявлении 9 сентября праздничным днем была накануне размещена на
официальных сайтах СМР, ЦДУМ, ДУМ Татарстана и Башкорстана, порталах других
мусульманских управлений России.

По теме

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: "Постись, когда они постятся, разговляйся, когда
они разговляются, и приноси жертвоприношение тогда, когда они приносят
жертвоприношение". (Сахих хадис, передан Ат-Тирмизи (2/37).

Аль-Байхакы передал от Абу Ханифы, который сказал: "Али ибн Аль-Акмар сообщил
мне от Масрука, который сказал: "Я пришел к Аише в день Арафата, и она сказала:
"Дайте Масруку каши, и сделайте ее послаще". Масрук сказал: "Ничто не отвратило
бы меня в тот день от поста, если бы не опасение, что это может быть день
жертвоприношения. Аиша сказала мне: "День жертвоприношения - когда люди приносят
жертву, и день разговения - когда люди разговляются".

Цепь передачи повествования - джайид (хорошая), из-за предшествовавшего
повествования. Абу-ль-Хасан Ас-Синди сказал в Хашийа аля Ибн Маджа, после
упоминания хадиса Абу Хурайры, переданного Ат-Тирмизи: "И его очевидное значение
в том, что нет места ни для личных мнений в подходе к этим делам, ни для личных
действий в них. Наоборот, это дело возвращается руководителю мусульман и
джамаату (общине мусульман). Каждый человек обязан следовать за имамом и
джамаатом. Среди этого: если некий человек видел луну, но кади отклонил его
свидетельство, то этот человек не имеет права в этих вопросах, но должен
следовать в этом за джамаатом".

И этот смысл, который очевидно выводится из хадиса, и который подтвержден тем,
что Аиша (да будет доволен ею Аллах) использовала этот хадис (в разговоре) с
Масруком, когда он завершил пост в день Арафата, опасаясь, что это может быть
день жертвоприношения. Она объяснила ему, что в этом деле у его личного мнения
нет никакого веса, и что он должен следовать за джамаатом. Поэтому она сказала
ему: "День жертвоприношения - когда люди приносят жертву, и день разговения -
когда люди разговляются".

И это - то, что соответствует легкому и терпимому исламскому шариату, одна из
целей которого - объединение людей, укрепление их рядов и отдаление от них
всяческих личных мнений, которые раскалывают их единство. Поэтому шариат не
придает никакого веса персональному мнению в вопросах ибада джамаийа
(коллективное поклонение), таких как: пост, ид (праздник) и молитвы в общине,
даже если это мнение правильно, с одной стороны.

Тафаррук (раскол) в религии - большее зло, чем наличие ихтиляф (разногласия) в
некоторых мнениях.

Справка. Бибарсов Аббас Шабанович. Член Совета муфтиев России( СМР), муфтий
Единого Духовного управления мусульман (ЕДУМ) по Пензенской области, шейх.
Родился в 1937 году в селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской
области.

Первое религиозное образование получил в семье отца. Впоследствии навыки
исламского богословия постигал у местного старейшины Насыбуллы Аипова. В 1956 -
1964 годах, после окончания средней школы, работал печником и каменщиком в
колхозах и совхозах Пензенской области. В 1961 году, в период хрущевской
атеистической компании, предпринял попытку поступить в медресе "Мир-и-Араб" в
Бухаре. Вместе с односельчанином Аюпом Дебердеевым (бывший муфтий ДУМ
Ульяновской области) их обязали покинуть Бухару в 24 часа. В 1964 - 1971 годах
учился в медресе "Мир-и-Араб" в Бухаре (единственное в годы СССР мусульманское
учебное заведение), куда поступил по рекомендации известного ахуна ДУМЕС шейха
Джаруллы Юсупова.

С августа 1971 по 25 сентября 1972 года имам-хатыб соборной мечети города Уфы. В
1972- 1975 годах учился на богословском факультете в Дамасском университете
(Сирия). 19 июня 1975 года на Пленуме ДУМЕС избран первым заместителем муфтия по
религиозным делам, одновременно продолжал исполнять обязанности имам- хатыба
соборной мечети Уфы. С августа 1984 по декабрь 1989 года имам-хатыб соборной
мечети "Аждарбек" в Баку.

В 1990 году, отклонив предложение Комитета СССР по делам религий занять пост
имам-хабыба московской соборной мечети, вступил в должность имам-хатыба соборной
мечети в селе Средняя Елюзань. 14 декабря 1997 года на пленуме РДУ мусульман
Пензенской области избран председателем РДУМ. 31 марта 1998 года на первом
учредительном съезде Единого духовного управления мусульман Пензенской области
избран председателем ЕДУМ по Пензенской области.

В 1976 и 1980 годах совершал хадж в Мекку. В 1976 году в составе советской
делегации выезжал в Болгарию. В 1977 возглавлял советскую делегацию в Алжире. В
1978 году в составе делегации от ДУМЕС принимал участие в исламской конференции
в Алжире. В 1986 году в составе делегации Совета общества "Дружба" посетил
Марокко и Тунис.

Воспитал пять детей. Двое из них стали известными исламскими деятелями. Муккадас
Бибарсов муфтий ДУМ Поволжья. Аюб Бибарсов первый заместитель председателя ДУМ
Башкорстана. Первый заместитель муфтия ЕДУМ по Пензенской области Абдуррауф
Забиров основы религиозного образования по изучению ислама и арабского языка
также постигал на уроках, которые проводил в мечети "Аждарбек" Аббас-хазрат
Бибарсов. (Этот фундамент помог Забирову окончить с отличием два исламских
учебных заведения: медресе имени Ризаэтдина Фахретдина при ДУМЕС в городе Уфе
(1990 год), мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама при ДУМ
Республики Татарстан (1997 год).

С 2006 года член Общественной палаты Пензенской области. С 2010 года член
общественного Совета при УВД Пензенской области. Увлекается пчеловодством,
овощеводством, садоводством и цветоводством. Самостоятельно кладет печи и
реставрирует обувь. Любит водить автомобиль. Последняя модель ВАЗ -21013. Имеет
одну из самых богатых библиотек исламской религиозной литературы среди мусульманских деятелей России.

Беседовал Александр Бахмутов

http://www.islamnews.ru/news-26603.html

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован