13 февраля 2008
1149

Академия наук показала свои художества



В Российской академии наук состоялось открытие художественной выставки под названием "Музы в храме науки",

Член-корреспондент РАН Александр Толстиков, пожалуй, единственный в академическом корпусе, кто в "лихие 90-е" вынужден был заниматься живописью профессионально.

В здании архива Российской академии наук состоялось открытие художественной выставки под названием "Музы в храме науки", в экспозицию которой вошли произведения искусства, созданные членами академии за период с ХIХ века и по сей день. Выставка была приурочена к Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, но в общем-то можно было обойтись и без этого - она самоценна.

Такое делается впервые, и это даже немного странно, что таких выставок академия не устраивала. Ведь известно, что музы дружат и что среди ученых довольно часто встречаются люди с художественными талантами. Человечеству известны три способа познания мира - наука, искусство и религия, - поэтому ничуть не удивительно, что по меньшей мере два из них могут быть соединены в одном человеке. Еще и Ломоносов говорил: "Науки художествам путь показывают, художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат". Недаром в прошлом академия была не Академией наук, а Академией наук и художеств.

Формат выставки необычен - здесь представлены и картины, и рисунки, и шаржи, и фотографические работы, и ноты музыкальных произведений. Но, конечно, в первую очередь привлекают внимание картины, как это и положено произведениям изобразительного искусства. Архив академии, в частности, предоставил для экспозиции работы Нобелевского лауреата Ильи Мечникова, инженера Шухова, академиков Обручева, Северцова, Косминского, Нечкиной и даже двух президентов АН СССР - Владимира Комарова и Александра Несмеянова. Поделились своими картинами ныне здравствующие академики - Михаил Алфимов, Сергей Ковалев, члены-корреспонденты РАН Александр Чибилев, Сергей Вотяков.

То, что выставлены здесь не профессионалы, а любители, сразу так и не скажешь - художественный уровень многих работ, на мой непрофессиональный взгляд, очень высок. Причем это касается и наших современников, и уже ушедших научных знаменитостей. Великолепны морские акварели академика Евгения Федорова, потрясающие шаржи академика Евгения Косминского, трудно пройти мимо пейзажей академика Владимира Тартаковского, члена-корреспондента РАН Александра Толстикова - причем это все навскидку, там есть еще много привлекающего внимание.

И вот что интересно - если у наших современников преобладают пейзажи, то "старые мастера", работавшие в ХIХ веке и первой половине ХХ, предпочитали писать людей. Совсем не хочу сказать, что наши-де ученые думают о людях меньше, чем те, что были до них. Возможно, это просто случайность, а возможно, здесь действительно есть какой-то жанровый сдвиг, объясняемый то ли модой, то ли каким-то психологическим различием между теми и этими, то ли еще чем-то. Как сказал один из моих собеседников, "это, несомненно, что-то значит, только вот непонятно что".

Александр Толстиков, состоящий в Отделении химии и наук о материалах, по его словам, пожалуй, единственный член РАН, который в "лихие 90-е" вынужден был заниматься живописью профессионально, считает, что это различие хотя бы отчасти объясняется веяниями времени.

"В ХIХ веке, - сказал он, - многие считали, причем совершенно неправильно, что портрет выше пейзажа. ХХ век это отношение изменил - появилось множество направлений, которые в эту классификацию не укладывались. Появились экспрессионисты, появился Пикассо, который вообще делал все, что хотел... И различия стерлись, пренебрежение к пейзажу ушло. Главное различие между профессионалом и любителем в том, что профессионал пишет для заработка или для того, чтобы создать шедевр, а любитель таких целей не ставит - он получает удовольствие от самого процесса".






http://www.ras.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован