19 февраля 2007
1451

Акцизы ищут постоянства

Налоговая чехарда бьет по бюджету

Большей глупости, чем порядок взимания акцизов на нефтепродукты, придумать, наверное, невозможно

Нестабильность налогового законодательства создает массу проблем не только бизнесу, но и власти, считает аудитор Счетной палаты РФ Владимир Пансков.

Особенно часто меняются правила игры при сборе акцизов. Однако это далеко не всегда оправдано.

-- Например, сегодня нет необходимости стимулировать табачную промышленность, так как рынок перенасыщен и идет жесткая конкурентная борьба, -- поясняет Владимир Пансков. -- Всю историю налоговой системы России акцизы были источником дохода региональных бюджетов. В середине 1990-х гг. в связи с этим субъекты РФ начали активно развивать эти отрасли, чтобы доходы с них увеличивали бюджеты. Для этого инвесторам начали предоставлять льготы, но и начали нести потери. Как только процесс завершился, отрасль встала на ноги и региональные власти понадеялись на отдачу потерь прошлых годов -- на федеральном уровне решили полностью зачислять акцизы на табак в федеральный бюджет. Правда, одновременно была произведена компенсация, но в полном объеме возместить выпадающие доходы не удалось. Это лишний раз подчеркивает -- нужны долговременные нормативы по поводу установления налоговых платежей. Допустим, сейчас регионы имеют 100% акцизов на алкоголь. Но ведь норматив установлен всего на 2004 г. Администрации субъектов могут бороться с контрафактной водкой, со всего оборота будут выплачиваться акцизы и т.д. Но где гарантия, что на следующий год федеральный центр не решит эти акцизы забрать себе, как акцизы на табачные изделия?

-- Администрация поставила задачу удвоения городского бюджета. Недополучение акцизов может пробить существенную брешь в этих планах?

-- Сложно сказать, для этого нужно смотреть показатели бюджета субъекта РФ. Но возьмем опять же акциз на алкоголь -- теперь он полностью зачисляется в бюджеты субъектов. По экспертным оценкам, потребление алкоголя в России составляет 250-300 млн дал в год. Акцизы платятся со 140 млн дал. Мы оцениваем ежегодные потери бюджетов примерно в $1,5 млрд. В прошлом году мы проверили, как эта система работает. Выяснилось, что, если товар из акцизного склада одного субъекта РФ не дошел в другой, акциз вообще никто не платит. Ответственность потенциального налогоплательщика, отправляющего товар, не предусмотрена. Товар зачастую просто "теряется". Администрировать этот налог в таких условиях крайне сложно.

-- Охарактеризуйте ситуацию с акцизами на нефтепродукты.

-- Большей глупости, чем действующий порядок их взимания, придумать, наверное, невозможно. Из 27 плательщиков акциза сделали тысячи. Нужно было всего лишь заменить выпадающие источники доходов дорожных фондов, которые ликвидировали у субъектов Федерации, равноправным налогом, который бы также распределялся по территории всей России. Что получилось? Создали такую ситуацию, когда крупные нефтяные компании сами решают, где им платить этот налог.

В 2003 г. 10 субъектов получили больше 50% акциза на нефтепродукты, а на остальные 79 пришлось примерно столько же. Примерно 6% этого акциза получили в Мордовии, где нет ни нефти, ни нефтеперерабатывающих заводов. Но им там давали льготы по другим налогам.

Второй вопрос: сегодня эта система не сработала, субъекты не получили равнозначной компенсации. Решили пойти по другому пути: 60% -- это доходы регионов, 40% поступают в федеральный бюджет.

Но: из 60% концентрируется в федеральном бюджете и распределяется по регионам в зависимости от количества машин 50. То есть вся заинтересованность регионов -- это 10%! Мы усложнили жизнь налоговым органам, налогоплательщикам.

-- Валентина Матвиенко и Вагит Алекперов договорились, что "ЛУКОЙЛ" получит 60 пятен под АЗС. Эти пятна пойдут по целевому назначению, а не на торгах, как было обещано ранее. Ставка на крупные компании может существенно увеличить поступления в бюджет Петербурга?

-- Нет. Речь, повторюсь, идет всего лишь о 10% акциза на нефтепродукты. Думаю, это не настолько принципиально для городского бюджета. Вряд ли из-за этой суммы власти Петербурга захотят впадать в зависимость от крупных интегрированных компаний. Ведь если нефтяные компании переводят в Петербург уплату акцизов, они должны что-то получить взамен.

Владимир Лавицкий
25 мая 2004
http://www.kadis.ru/daily/index.html?id=14971


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован