11 октября 2004
129

Александр АНТИПОВ: `ЗАКОН О БАЙКАЛЕ ФАКТИЧЕСКИ НЕ РАБОТАЕТ...`

Из 111 объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал является самым крупным. Несмотря на мировое признание, судьбу уникального уголка земли нельзя назвать счастливой. О проблемах охраны Байкала, об изменении его статуса и определении границ участка Всемирного природного наследия корреспондент `Независимой газеты` беседует с заместителем директора Института географии Сибирского отделения РАН Александром Антиповым.
-Александр Николаевич, нынешним летом на сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию вновь прозвучала жесткая критика положения дел по охране Байкала. На исправление ситуации российскому правительству дали всего год. Неужели так плохи дела, что международное сообщество вынуждено остро ставить вопрос об изменении статуса озера?

- Оснований для таких выводов более чем достаточно. В соответствии с Конвенцией о Всемирном наследии наше государство взяло на себя обязательства сохранить и передать будущим поколениям Байкал с теми ценностями, благодаря которым озеро признано и номинировано как выдающийся природный феномен по всем четырем основным критериям, а не по одному или двум, которых достаточно для претендента на статус участка Всемирного природного наследия.
Что же касается конкретики, то можно начать хотя бы с существующих угроз экосистеме озера. В числе их промышленная вырубка леса в водосборном бассейне, загрязнение озера и впадающих в него рек Селенги, Верхней Ангары, Баргузина стоками промпредприятий и сельскохозяйственными отходами. К тому же следует учитывать атмосферные выбросы Байкальского и Селенгинского комбинатов, Иркутско-Черемховского промышленного узла, изменение уровня Байкала в связи с работой Иркутского водохранилища. Да можно назвать еще с пяток опасностей, влияние которых по отдельным направлениям увеличивается. А что уж говорить о до сих пор не урегулированных правовых, законодательных проблемах. Большинство обязательных, кстати, требований и рекомендаций просто не выполняется. В Совете Федерации состоялся круглый стол по проблемам Байкала. Его участники проанализировали выполнение федерального закона об охране озера Байкал и пришли практически к тем же выводам.

- Но ведь что-то все-таки делалось во исполнение принятых обязательств...

- Да, был принят Федеральный закон `Об охране озера Байкал`, но он носит рамочный характер. Эксперты давно уже обращают внимание федеральных властей, что закон о Байкале фактически не работает, и в первую очередь потому, что до сих пор юридически не установлены границы экологических зон и нормы допустимых воздействий на экосистему озера. Не решена ни одна из технических проблем Байкала: целлюлозно-бумажный комбинат как отравлял воды, так и отравляет, а программа его перепрофилирования вызывает больше вопросов, чем ответов. Смена собственников комбината также не способствует ускорению работ, поскольку у каждого хозяина на первом месте стоит прибыль. Не случайно администрация Иркутской области вынуждена была создать специальную комиссию по перепрофилированию комбината, которая взяла под свой контроль реализацию программы.

- В Иркутске побывал председатель правительства Михаил Касьянов и провел совещание по проблемам сохранения экосистемы Байкала. Каковы итоги совещания?

- Руководители целого ряда министерств и ведомств получили конкретные поручения. В частности, Министерству природных ресурсов РФ предписано подготовить проект постановления правительства `Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон`, определяющих, в том числе, границы участка Всемирного природного наследия. Кроме того, Минприроды, Минздраву, Минсельхозу, Госкомрыболовству, Росгидромету совместно с органами исполнительной власти Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа поручено разработать и утвердить нормативы предельно допустимых вредных воздействий на экосистему Байкала, комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории. Одним словом, приняты нужные решения, но как они будут выполняться - это другой вопрос.

- Насколько известно, до сих пор не закончены дискуссии по установлению границ участка Всемирного природного наследия `Озеро Байкал`:

- Сегодня это одна из самых больших проблем. Во-первых, границы не были однозначно определены в первичной заявке России на включение озера в список Всемирного наследия. Во-вторых, принятый в 1999 году закон об охране озера Байкал также не содержит точных границ экологических зон, а задает лишь критерии их установления. Не определен и внутренний порядок установления границ. Следовательно, правительству РФ нужно принимать специальное постановление, согласованное к тому же с байкальскими регионами. Вопрос, безусловно, непростой. Ведь в случае установления границ могут в той или иной степени пострадать экономические интересы территорий, измениться виды хозяйственной деятельности. Введение ограничений, безусловно, скажется на жизни местного населения, а на берегах Байкала проживают 120 тысяч человек. Значит, необходимо продумать систему компенсации за выпадающие возможные доходы.
Затягивать этот вопрос до бесконечности нам никто не позволит. Тем более что Всемирный союз охраны природы определился еще в 1996 году. Идеальные границы участка Всемирного природного наследия `Озеро Байкал`, по мнению тамошних экспертов, должны включать основную центральную зону, состоящую из самого озера, окружающих охраняемых территорий и других земель, расположенных на берегах озера. Общая площадь участка в таком случае составит 8,8 миллиона гектаров. Уточнение границ участка `Озеро Байкал`, как считают специалисты, возможно прежде всего на основе экологического зонирования Байкальской природной территории, выполненного нашим институтом. Без правового оформления и закрепления границ участка Всемирного природного наследия в принципе невозможно говорить об эффективной охране Байкала, о его сохранении.

- А каков вообще статус участков Всемирного природного наследия, по сравнению с особо охраняемыми территориями, чье правовое положение определено российскими законами?

- Трагедия участка `Озеро Байкал`, равно как и других российских объектов Всемирного природного наследия, состоит в том, что они не имеют юридического статуса. Они находятся между небом и землей. С одной стороны, Федеральный закон `Об охране окружающей среды` устанавливает для участков Всемирного природного наследия особый режим охраны. Но в то же время эти участки не входят в перечень особо охраняемых природных территорий. Такой вот парадокс. И в настоящее время Байкал, несмотря на свой громкий титул, не относится к особо охраняемым территориям, а значит, к нему неприменимы нормы соответствующего федерального законодательства. 55 тысяч квадратных километров Байкальской природной территории еще являются, скажем так, правовыми территориями, здесь расположены заповедники, парки, заказники, а 33 тысячи вроде как бы бесхозные, для них не существует правого регламента. Такое положение просто нетерпимо.

- Какие последствия будет иметь занесение ЮНЕСКО участка `Озеро Байкал` в список Всемирного наследия, находящегося в опасности?

- Это поставит крест на туризме и на питьевой воде. Смею уверить: ни один иностранец, как только сменится статус, на Байкал не поедет. Мы потеряем громадный фактор экономического развития. Поводов для озабоченности у мировой экологической общественности, специалистов, как я уже говорил, предостаточно.


`Независимая газета` 08.09.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован