11 октября 2004
185

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ: `ЛЮДИ, КАК И РАНЬШЕ, ЖИВУТ `ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ`

Наш собеседник - Александр АСМОЛОВ, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, член-корреспондент Российской академии образования. Накануне форума, который проводят Конгресс интеллигенции и Ассамблея народов России, мы попросили известного психолога поразмышлять о современном состоянии общества и об образовании, во многом это общество формирующем.
Александр Григорьевич, принято считать, реформы 90-х годов не удались прежде всего потому, что общество психологически не было к ним готово. Насколько это верно? Насколько общество адаптировано к современной жизни сейчас? Можно ли говорить о том, что в России сложился психологический тип представителя среднего класса?

- Я убежден, что миф о неудавшихся реформах был старательно сконструирован теми, кто жить не может без кризиса. Это, в первую очередь, относится к образованию - сфере, которая, как вы понимаете, мне очень хорошо знакома и очень близка. Находясь в стадии перманентной революции, критически настроенные граждане не замечают, что российское образование достигло за последние годы очень многого. С 1991 года в нашей стране проводится либеральная доктрина вариативного образования. Главный ее итог - выборы прошлого года, когда СПС и другие движения либерального типа получили невероятно много голосов.

Я потому так много говорю об образовании, что оно является средой, растящей личность, формирующей новое общество.

В современное среднее образование пришла проблема выбора, которая не сводится лишь к тому, что появились гимназии, лицеи и колледжи. Теперь, выбирая школу, родители и их ребенок выбирают образ жизни. Так можно ли говорить, что реформа образования в России провалилась?

Вы спросите, а что реформаторам не удалось? Как обычно в нашей стране, была не проработана мотивация реформ. А ведь для людей, на которых реформы обрушиваются, - это главное. Человек не может жить без цели, без мировоззрения, он должен знать, куда плыть. Главное - дать образ желаемого будущего. Одно из мощнейших средств формирования такого образа - опять- таки либеральное образование.

Почему появились частные школы? Потому что класс, который похоронили преждевременно, в этом нуждается. Да-да, средний класс действительно существует. Другое дело, что он далек от той схемы, которую нам навязал Запад, в России он размыт. Средний класс - это самосознание, он не сводится только к имущественному статусу тех или иных экономических групп.

`Августовский кризис` 1998 года нанес ему тяжелейший экономический удар, но не истребил его. Средний класс - главный маховик стабильности в России, но он предпочитает молчать, не голосовать и не возмущаться. Скажем, наши исследования показали, что все эти люди хотели бы иметь политическое движение, которое отстаивало бы традиционные семейные ценности. За него они проголосовали бы. Но, к сожалению, подобной партии в России нет.

Вы говорите, что невозможно существование общества без системы ценностей. Раньше ее формировала интеллигенция. Теперь на смену интеллигенции приходит интеллектуальная элита, по крайней мере, так принято считать...

- Интеллигенция была, есть и будет. В России всегда будут граждане, которые искренне болеют за культуру, за нравственность. Все эти качества российской интеллигенции давно известны миру. В Британской энциклопедии, например, даже особо выделено понятие российской интеллигенции. У нас есть удивительные поэты, которых общество, к сожалению, не знает. У нас издаются интеллигентские журналы, которые идут нарасхват. Я горжусь тем, что являюсь одним из редакторов журнала с трудным названием `Наука о детстве - педология`. Нам звонят со всех концов страны, поэтому мы знаем, что нужны людям. Россияне продолжают жить по формуле Бориса Пастернака: `поверх барьеров`.

Какое место православные ценности занимают в нашей сегодняшней жизни?

- Я с огромной толерантностью отношусь ко всем религиозным ценностям, в том числе и православным. Но необходимо понимать, что любая конфессия есть замкнутый мир, существующий по принципу `кто не с нами - тот против нас`. Давно известно, что религия - это психотерапевтическая система. Она отвечает на все вопросы, снимает неопределенность, которая накопилась у людей за многие годы. А интеллигенты - это люди, которые, наоборот, ставят вопросы, так как всегда развиваются. Как говорится, человек - мера всех вещей, потому что он сам не имеет меры. Религиозные системы, в отличие от идеологических, закрыты. Поэтому можно сказать, что в религии есть ценности, которые могут быть приняты обществом в тех или иных обстоятельствах. Но как надолго - вопрос открытый.

Мы сегодня оказались в идеологическом шоке, и православные ценности, которые очень долго подавлялись, стали востребованы. К сожалению, нередко православные ценности сегодня берутся напрокат национал-патриотами. Это ряженые, это неприятно, это отталкивает. Внешняя религиозность постыдна.

Как вы относитесь к присутствию религиозного образования в системе светского?

- Разработанный не так давно курс `Великие книги человечества` школе не помешает. Светскость - это оберег в буквальном, языческом смысле этого слова от того, чтобы мы не навязали маленькому человеку жесткую систему ценностей. Навязывать нельзя даже Закон Божий. Все имеют право на выбор мировоззрения. Изнасилование школы любовью к религии я категорически не приветствую.

Если мы изменились, стали восприимчивы к новым ценностям, почему же тогда так быстро возвращается страх - например, страх возвращения тоталитаризма?

- Наша культура оказалась в зазоре между механизмом страха и механизмом стыда. Страх еще долго будет находить в России невероятно питательную почву, но говорить о том, что мы вот-вот вернемся в 1937 год, не стоит.

Культура и история никогда не ходят одними и теми же тропами. Вначале была империя, созданная юристом из Казанского университета по имени Владимир Ульянов. В 1985 году ему на смену пришел юрист из Московского университета и начал перестройку. Сейчас у власти юрист из Ленинградского университета, и он, между прочим, называет себя интеллигентом. Что он принесет России? Ответа нет, есть неопределенность, которая и инициирует страх.

Анна МАРТОВИЦКАЯ


Культура, 23.11.200http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован