19 февраля 2007
2746

Александр Аузан: `Иностранные инвестиции в неправительственные организации необходимы`

На прошлой неделе состоялась вызвавшая большой резонанс встреча Владимира Путина с представителями Совета по содействию развитию институтов гражданского общества. По итогам этого события корреспондент "Росбалта" поговорил с одним из активных участников встречи, профессором МГУ, президентом Института национального проекта "Общественный договор" Александром Аузаном.

- Александр Александрович, какие основные, на ваш взгляд, вопросы обсуждались на встрече с Владимиром Путиным?

- На встречу с Президентом были вынесены несколько вопросов. Во-первых, мы обсудили социальные реформы и обратные связи с ними. Я поясню. Совет еще год назад делал доклад о возможных последствиях 122-го закона. Мы настаивали на том, чтобы отложить его принятие на год. Сегодня у нас существует несколько реформ, которые могут иметь подобные последствия.

Во-вторых, мы обсуждали финансирование некоммерческого сектора. В-третьих, актуальные проблемы, связанные с правами человека. В частности, способы пресечения массовых беспорядков в свете судов по событиям в Благовещенске, контртеррористические мероприятия в Чечне, а именно "дело Ульмана", а также проблемы, связанные с союзной Белоруссией, где притесняют права не только граждан страны, но и граждан России, в то время как российское посольство никак не решает это проблемы.

Кроме того, на встрече рассматривались еще 7-8 незаявленных вопросов, традиционных для наших встреч с Президентом. Вопросы касались положения на центральных эфирных каналах, где de facto существует цензура, военной реформы и экологической экспертизы. В целом было рассмотрено около 10-12 вопросов.

- СМИ уделили большое внимание заявлению Президента о том, что нельзя допустить иностранные инвестиции в неправительственные организации и вопросу об экологических организациях. Насколько нам известно, Президент имел в виду, что нельзя допустить финансирование политической деятельности из-за рубежа, а неправительственным организациями, занимающимся гуманитарной деятельностью, необходимо упростить получение грантов из-за рубежа. Что сказал Президент на самом деле?

- На этот вопрос легко отвечать, ведь реакция Президента, которая так обсуждается в СМИ, была вызвана моим докладом о механизмах финансирования общественных организаций. В своем докладе я предложил три варианта. Во-первых, образование фондов на базе федерального бюджета, управляемых не властью. Это предложение Президент принял. Во-вторых, создание частных благотворительных фондов, когда деньги вкладываются в ценные бумаги и финансирование происходит за счет доходов от них. При этом донор не имеет возможности влиять на деятельность организации. Третий вариант включал в себя дебюрократизацию некоммерческого сектора. Президент ответил, что разбюрократизация этого сектора, наверное, необходима, однако он не очень пока знаком с этим вопросом. Президент заявил, что есть случаи, когда на зарубежные деньги через некоммерческие организации происходит финансирование политической деятельности.

У нас с Президентом в этом разногласий нет, тем более, что закон запрещает финансирование политической деятельности иностранными источниками. Сейчас мы планируем вместе начать работу над созданием механизма финансирования неполитических некоммерческих организаций, призванного обеспечить независимость гражданских организаций от воли донора. Необходимо, чтобы в стране была конкуренция денег для некоммерческих инициатив.

- Президент заявил о том, что недопустимы иностранные инвестиции в неправительственные организации, занимающиеся политикой. Идет ли речь только о политических партиях или о каких-либо других организациях?

- Я могу только догадываться о том, что именно имел в виду Президент. Он заявил, что недопустимо финансирование политической деятельности из иностранных источников, имея в виду косвенные случаи, когда передача денег шла через некоммерческие организации на финансирование политики. Давайте определимся. Все то, что связано с попыткой приобрести власть, например, продвинуть своего кандидата, - это политика. А контроль на выборах, критика власти - это не политика, поскольку не имеет целью посадить своего человека у власти.

Кроме того, я думаю, что реакция Президента стала неформальным ответом на заявление госдепартамента США, который выделил $85 млн на развитие демократии в России. Это не предосудительно. А вот то, что Госдепартамент отметил, что $5 млн выделены на программу развития политических партий - вот это предосудительно.

- Президент сослался на опыт других стран, где, по его словам, государство не допускает иностранного финансирования. Расскажите, как обстоит дело за рубежом с иностранными инвестициями в политические организации? Прав ли Президент, когда утверждает, что они не допускаются?

- Я не изучал практику, однако вспомним хотя бы недавний скандал в США, когда в финансировании Клинтона был обнаружен китайский след.

- Как вы считаете, допустимы ли иностранные инвестиции в неправительственные организации России?

- Допустимы. Более того, я считаю, что иностранные инвестиции в неправительственные организации России необходимы. Ведь в других странах около 40% - это инвестиции государства, а у нас всего 1,2% - на уровне Зимбабве. Невозможно, чтобы в экономике шла глобализация и приветствовались инвестиции, а в некоммерческом секторе царила политика изолирования.

- Каким образом должно осуществляться финансирование неправительственных организаций? Какая роль в этом должна быть отведена государству?

- На мой взгляд, финансирование неправительственных организаций должно осуществляться очень просто: от личных пожертвований людей до крупных государственных грантовых фондов. Частные, коллективные, государственные и зарубежные фонды должны присутствовать на рынке. Я за диверсифицированное предложение. Таким образом, некоммерческие организации получат независимость от доноров и массовую финансовую поддержку.

- Какую роль правозащитные и другие неправительственные организации играют сейчас в российском обществе? Какую роль они должны играть?

- Правозащитные организации по понятным причинам (мы ведь только недавно преодолели авторитарный режим) - элемент кристаллизации всего гражданского общества в России. Такие организации, как организации защиты прав потребителей или экологические организации, которые имеют развитые структуры, - это несущая конструкция гражданского общества. Также для России важны кондоминиумы и кредитные товарищества, которые делают существенные вещи для людей. Чтобы заниматься гражданской деятельностью, не надо принадлежать к какой-либо организации. Многие люди через SMS или через Интернет объединяются, чтобы выразить свою позицию. Это некий новый гражданский стиль. Хотелось, чтобы организации, которые давно занимаются общественной деятельностью, увидели эти новые движения. Они должны научиться как воевать, так и договариваться с государством. При этом, договорившись, не забывать, что должны быть внимательными и "бить по рукам" в случае нарушений, а, воюя, не упускать вопросы, по которым можно договориться.

Беседовала Мария Чебатко, ИА "Росбалт", Москва

29.07.05

Росбалт
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован