13 октября 2004
120

Александр БАРКОВСКИЙ: НЕВИДИМ И ОЧЕНЬ ОПАСЕН

В КИПЯЩЕМ словно гигантский муравейник зале наиболее многолюдно около экспозиций МиГ-29 и Су-30 МКМ. Повышенный интерес объясним: первые окружены здесь ореолом популярности. А вторые должны скоро пополнить оборонный парк Малайзии. СПЕЦИАЛИСТЫ `ОКБ Сухого` по сложившейся уже традиции адаптируют грозную боевую машину под требования заказчика, и на вооружение островного государства самолет поступит под именем Су-30МКМ (М-малайзийский). Вот что рассказал корреспонденту `Российской газеты` главный конструктор модификации самолета Александр Барковский.
- Борьба за малайзийский рынок была очень сложной. Нам противостоял один из лучших истребителей в мире - американский `Супер Хорнет`. И тем не менее выбор сделан в пользу России. Думаю, немалую роль сыграло то, что, наверное, впервые в продвижении отечественной боевой техники на мировой рынок помимо Рособоронэкспорта активно участвовали и премьер-министр, и министр обороны, и даже Президент России.
Не является секретом то, что при выборе того или иного вида оружия далеко не всегда решающим фактором являются его качественные характеристики. Многое определяет именно политика, однако в случае с Су-30МКМ удачно сошлись, так сказать, объективно-субъективные моменты. Наша машина по многим показателям действительно является одной из лучших в мире.
Общепризнано, что начиная с Су-27 все последующие поколения наших истребителей обладают самой оптимальной аэродинамической формой. Все модификации Су-30МК имеют дистанционное управление, на них установлены локаторы с фазированной решеткой, чего, кстати, нет на многих натовских истребителях. А на серийных Су-30МКИ стоят двигатели с управляемым вектором тяги (такие же двигатели установят на Су-30МКМ), что обеспечивает сверхманевренность. Некоторые эксперты считают, что американские истребители по сравнению с российскими обладают преимуществом на дальних дистанциях боя. На практике, впрочем, это никто не проверял, но как конструктор могу сказать, что в дуэльной ситуации при ведении дальнего воздушного боя наш самолет не уступит ни одному даже самому новейшему истребителю в мире, а используя режим сверхманевренности, тот же Су-30МКМ может существенно снизить вероятность успешной атаки противника. В условиях же ближнего боя `сушкам` равных нет. И это доказанный факт! Могу раскрыть небольшой секрет. Только Су-30МК с изменяемым вектором тяги способен остановиться в полете, какое-то время висеть неподвижно, и в это время любой авиационный локатор, работающий, как известно, на доплеровском эффекте, просто теряет самолет из виду, что в условиях скоротечного боя может сыграть решающую роль.
Особенностью серии Су-30МК является то, что изначально они проектировались для экспортных поставок, отсюда и буквенная идентификация: К - китайский вариант, И - индийский, М - малайзийский. Каждый борт адаптируется к конкретной стране в полном соответствии с требованиями заказчика. Нам первым удалось наладить научно-техническое сотрудничество с ведущими западными фирмами, являющимися основными поставщиками радиоэлектронного оборудования для боевых самолетов НАТО. В индийской модификации Су-30МК имеется авионика, разработанная во Франции, Индии, Израиле и ЮАР. В Су-30МКМ будет дополнительно установлено оборудование, созданное в Германии.
Базовый борт Су-30МК, понятное дело, насыщен в первую очередь российским оборудованием, и привнести в него нечто иноземное являлось и является задачей архисложной. Мы с ней справляемся! Опыт международной кооперации, приобретенный нашими специалистами, чрезвычайно интересен. Стоит, наверное, отметить, что специалисты ведущих европейских фирм разговаривали и разговаривают с нами как с равными партнерами, свысока не смотрят. Более того, в чем-то они даже учились у конструкторов `суховского` ОКБ. В процессе первоначальной эксплуатации западного оборудования, устанавливаемого на борт Су-30МКИ, выяснилось, что не все западные приборы однозначно лучше российских. Так что представления о том, что в области высоких технологий, особенно в электронике, мы навсегда отстали от мирового уровня, явно преувеличены.
На выставке ЛИМА-2003 будет демонстрироваться истребитель Су-30МКИ, который выбран в качестве базовой модели для ВВС Малайзии. По условиям контракта мы должны обновить борт самолета приблизительно на треть. Работы в этом направлении уже идут полным ходом. Малайзийцы получат не только совершенно оригинальную машину, надеюсь, мы сумеем реализовать и абсолютно новый подход к послепродажному обслуживанию самолета. Увы, именно интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла самолета, то есть сопровождение проданной техники, всегда было ахиллесовой пятой российского военного экспорта.


`Российская газета` 02.10.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован