13 октября 2004
113

Александр БЕЛОУСОВ: КЛЮЧИ ОТ НЕБА ИЩУТ В ДУМЕ

В Госдуме создано межфракционное депутатское объединение (МДО) `Авиация и космонавтика России`. Ведущая высокотехнологическая отрасль оборонного комплекса России получила свое представительство в стенах парламента. В объединение вошли 55 депутатов, которые профессионально связаны с российским небом. О том, какие задачи ставит МДО, `Парламентской газете` рассказывает член объединения депутат Александр Белоусов.
- Александр Николаевич, вам, много лет проработавшему в авиаконструкторском бюро им. Кузнецова, проблемы, которые намерено решать межфракционное объединение, знакомы и близки. С чего планируете начать?

- Считаю, что у авиакосмического комплекса сегодня поистине глобальные проблемы. Европарламент, к примеру, запретил полеты наших самолетов в связи с повышенным шумом российских авиадвигателей. Сейчас за границу летает только 65 отечественных машин, а количество `импортных` самолетов достигло 35 - вдвое больше прошлогоднего. Хотя по перспективным разработкам как в военной, так и в гражданской авиации мы опережаем любую развитую страну, в том числе и США, примерно на 8-10 лет. Но, увы, все равно сужаем рынок собственной техники, из рук вон плохо ее внедряя.
Чтобы исключить худшие сценарии развития, еще осенью члены МДО провели совещание ведущих авиационных конструкторов и генеральных директоров авиазаводов. В результате нами было предложено ускоренное развитие отрасли согласно продуманной концепции и программе развития космонавтики и авиации. Этот документ проходит последние согласования в правительстве. А в проекте бюджета 2003 года примерно на 10-40 процентов предусмотрено увеличить расходы на НИОКР в авиации.
Еще одно аналогичное совещание нашего МДО совместно с российским авиакосмическим агентством было проведено по проблемам развития космонавтики. Мы проанализировали состояние космодромов Байконур, Свободный, Плесецк. В результате родился указ Президента, согласно которому четко распределена ответственность ведомств за их состояние.
- Как же все-таки прекратить поток в страну иностранных машин, когда огромное количество наших авиазаводов практически остановлено и выпускает в год 1-2 самолета?

- Именно эту задачу и законодательно, и организационно намерено решить наше МДО, учитывая сложнейшую ситуацию в отрасли. Раньше она объединяла 16 авиазаводов, 14 заводов - производителей моторов и сотни предприятий-смежников, на которых были заняты около 5 млн. человек. Сегодня в отрасли работают впятеро меньше. И дело даже не в оставшемся миллионе, а в резком старении кадров. Еще хуже, что практически отсутствуют заказы для обороны. Речь идет не только о спасении авиакосмической отрасли, но и о техническом, научном потенциале страны. Это ведь очевидно, что не бывает государств с развитой экономикой без собственной авиации и космонавтики.
С попустительства высокопоставленных чиновников утвердилась порочная практика покупать `Боинги` и `Аэробусы` у США и Евросоюза. А свои собственные разработки самолетов душим отсутствием финансирования. Помочь возрождению отрасли могут только мощные инвестиции и четкие, продуманные планы. Сегодня бюджетное финансирование ВПК, прежде всего в авиации, составляет не более 12-18 процентов от потребности. И поскольку далее такое положение нетерпимо, то и для ВПК (не без участия МДО) была создана Межведомственная комиссия при Совете безопасности РФ, которая будет заниматься вопросами стратегии и планирования, ориентированными на новую концепцию национальной безопасности страны.

- Что могут сделать законодатели для российского авиапроизводителя?

- Уже сегодня в нашем МДО проделана кропотливая работа по систематизации всех авиакосмических законов, поступивших в Думу за все три созыва. Только в нынешнюю осеннюю сессию должна решиться судьба 16 законопроектов. И еще два десятка - на очереди. Необходимо провести ревизию всей законодательной базы отрасли, выявить `белые пятна`, мешающие повышению эффективности работы авиакосмического комплекса. Есть реальная возможность в самое ближайшее время на треть увеличить его финансирование. Но, чтобы цифры не остались голыми, надо законодательно прописать самые современные формы работы авиаторов и космонавтов, начиная от лизинга и заканчивая передовыми механизмами хозяйствования.

- Сегодня мало кто помнит президентский указ о создании второго государственного испытательного космодрома Свободный. Первый этап указа уже реализован. С нового космодрома проведено четыре запуска, три из них - международные. На дальнейшее, говорят, у государства нет денег...

- Мы недавно посмотрели, как расходуются те немалые деньги, которые должны возвращаться в казну от коммерческих запусков. Даже приняли постановление Госдумы, которым поручено Счетной палате РФ проверить использование должностными лицами Ракетных войск стратегического назначения средств, полученных в результате использования федеральной собственности при проведении коммерческих запусков с космодромов Байконур, Плесецк, Свободный за период с 1 сентября 1997 года по 1 июня 2001 года. Но, несмотря на установленный трехмесячный срок проверки, почти девять месяцев Счетная палата не дает ответа.

- Выходит, и судьба Байконура до конца не ясна?

- Думаю, для этого космодрома самые тяжелые времена прошли. Это в 1993-м, 1994-м, 1995 годах там был почти хаос, отключили даже отопление. Происходили странные процессы раздвоения власти, когда существовало две милиции, две администрации, а толку не было. Но после подписания документов, разграничивающих полномочия Казахстана и России, жизнь на Байконуре улучшилась, условия работы офицеров и специалистов, связанных с запусками, вошли в нормальную колею. Правда, без электроэнергии люди еще остаются, переходя при запусках на автономное питание. Но в целом можно сказать: Россия восстановила здесь свое лицо.

- Зато СМИ сообщают, что на Международной космической станции (МКС) денег хватает лишь на обслуживание ракетами `Прогресс`. А что на самом деле?

- Тут положение не безнадежно. Финансирование МКС в 2003 году предусмотрено не меньше нынешнего. Ежегодно Россия запускает по два корабля-спасателя на `Союзах` и шесть `Прогрессов`. Во-первых, потому что США отказались от собственных разработок спасателей, а без них МКС работать не может, и во всем мире теперь только одна Россия делает это. Во-вторых, выяснилось, что американские `шаттлы` не умеют выполнять и другие функции, в частности заправлять станцию. А для этого опять-таки годятся только наши `Прогрессы`. Удручает, правда, что США предлагают на треть уменьшить грузопоток на орбиту. Но мы ведем переговоры, чтобы сохранить достигнутые объемы полетов на МКС. И, думаю, российские космические программы не подведут.


`Парламентская газета` 19.12.2002http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован