21 июня 2004
1364

Александр Черногоров: Эти игры нам нужны всерьез и надолго

В 2004 году исполняется ровно полвека уникальному трудовому почину молодежи, зародившемуся на Ставрополье, - движению ученических производственных бригад. В преддверии юбилейной даты краевым правительством было принято решение объявить этот год в крае Годом сельской школы и широко отметить полувековой рубеж бригадного движения. Мы задались целью привлечь внимание общественности и различных органов власти к славным трудовым традициям молодежи и максимально помочь этому движению на сложном этапе возрождения.
Так Ставрополье в этом году стало площадкой проведения Второго международного конкурса имени А.Макаренко и Макаренковских педагогических чтений, которые состоялись в Ессентуках в начале апреля. Мы широко отпраздновали день рождения первой в стране Григорополисской ученической бригады. На июнь запланированы основные торжественные мероприятия, приуроченные к юбилею: край будет принимать участников Всероссийского слета школьных бригад - посланцев из двадцати российских регионов, пройдет традиционный краевой конкурс ученических производственных бригад, а также научно-практическая конференция по проблемам трудового воспитания. В рамках Года сельской школы будет принято немало конкретных мер по поддержке сельских трудовых объединений школьников. И всё это - с одной целью: сохранить и приумножить уникальный опыт "педагогики дела", интересную для самих ребят форму учебно-производственного коллектива, выдержавшую проверку временем, содействовать распространению в воспитательной практике производительного труда и бригадной работы как школы жизни.
Несмотря на солидную дату, которую мы отмечаем сегодня, ещё бытует мнение, что ученические производственные бригады - это игры детей во взрослую жизнь. Да, сама форма жизнедеятельности школьной бригады в чем-то близка к игровой, но те реальные воспитательные задачи, которые решаются с её помощью, - совсем не шуточные, не детские. Это школа коллективизма, ответственности, уважительного отношения к труду. А потому такие "игры" нам нужны всерьез и надолго.

В 1954 году, когда в стране стартовала эпопея освоения целинных земель, а в школах российской глубинки активно велся поиск путей приобщения подростков к сельскому труду. Как раз в это время по просьбе учащихся и учителей Григорополисской средней школы колхоз имени Сталина (ныне "Россия", Новоалександровского района) выделил 22 гектара земли, трактор и сельхозинвентарь для организации труда школьников. Из лучших комсомольцев была создана ученическая производственная бригада. Это время и считается началом педагогического эксперимента, получившего потом широкое распространение не только в Ставропольском крае, но и за его пределами. Сегодня мы с благодарностью и уважением вспоминаем имена его зачинателей, руководителей школ и хозяйств, педагогов: Г.Ладыгина, Г.Данилова, Н.Лыскина, А. Ахвердова, А.Гамаюнова, К.Пшеничникову, а также многих других, кто вложил в бригадное движение силы и душу, тех, кого уже нет с нами, и тех, кто до сих пор в рабочем строю.
Движение трудовой молодежи Ставропольского края всегда было массовым. Даже когда оно обрело всесоюзный масштаб, Ставрополью принадлежало в нем первое слово. Мы были первыми не только по дате рождения, но и по тем трудовым показателям, которых добивались наши бригады. Уже по результатам первых лет работы главный комитет Всесоюзной сельскохозяйственной выставки наградил ценными подарками и премировал 22 ставропольские бригады, 99 школьников и 19 воспитателей.
В 1961 году 28 выпускников одиннадцатого класса Чернолесской средней школы No 17 Прикумского района после получения аттестата зрелости всем классом пошли работать в родной колхоз "Чернолесский". Юноши организовали тракторную бригаду, а девушки стали работать на механизированной молочно-товарной ферме. Патриотический поступок чернолесских школьников нашел отклик во многих других коллективах. В ученических бригадах родился замечательный почин: "Всем классом - на ферму!", "Всем классом - в колхоз!".
Заслуга Григорополисской школы состоит в том, что она выработала модель ученической бригады с её структурой управления и организации дела. Школьники Советского и Апанасенковского районов стали родоначальниками ученических механизированных звеньев. По инициативе ученических бригад Георгиевского района появились первые тракторные звенья для проведения сопутствующих сельскохозяйственных работ. Бригады Кировского района стали школой передового опыта в развитии животноводства. Школьники Ипатовского района явились зачинателями сельскохозяйственного опытничества производственного направления.
За годы существования ученических производственных бригад на Ставрополье в них получили трудовую подготовку свыше восьмисот тысяч юношей и девушек. Участниками ВДНХ СССР стали 126 бригад края, 1324 члена бригад и 68 их руководителей были удостоены медалей всесоюзной выставки. Юные техники Красногвардейского района в 1969 году стали участниками Всероссийского слета юных рационализаторов и изобретателей, где были награждены дипломом 1-й степени Министерства просвещения РСФСР. Многие выпускники школ - воспитанники бригад - стали в дальнейшем хорошими специалистами своего дела.

В полувековой "биографии" бригадного движения было всякое: от трудовых побед и высоких наград ВДНХ СССР до "белых пятен" небытия, когда школьные бригады практически прекратили свою деятельность. "Второе дыхание" это трудовое движение обрело в 1998 году, когда руководством края было принято решение возродить давнюю трудовую традицию, придать ей новый импульс. Мы честно признали, что отказ от практики бригадного труда был большой ошибкой, и активно взялись за восстановление былого опыта. 1999 год был объявлен на Ставрополье Годом молодежи. После восьмилетнего перерыва в крае прошел ХХХI краевой слет ученических производственных бригад, молодежные трудовые объединения получили поддержку со стороны Правительства Ставропольского края.
Постепенно движение сельских школьников набирало обороты. В настоящее время в крае стабильно работают около двухсот ученических бригад, в которые вовлечено более сорока тысяч детей и подростков. Треть школ, расположенных в сельской местности, имеют наделы собственной земли от 50 до 250 гектаров. Только за последние два года сельским школам края было выделено 15 тысяч гектаров плодородной земли. Школы располагают 17 комбайнами и 188 тракторами. По итогам производственной деятельности в 2003 году члены бригад вырастили и реализовали сельхозпродукции на сумму свыше 9 млн. рублей, на равных соревнуются с трудовыми коллективами взрослых, с опытными механизаторами, растениеводами и животноводами.
За годы развития сформировалось несколько моделей ученических производственных бригад, в зависимости от отношений пользования землей и техникой. Есть бригады, которые имеют собственную землю, другие обрабатывают колхозные участки на правах аренды, есть и такие, которые сами сдают колхозам свои земли в аренду, получая взамен технику или другую помощь.
Многие школы на селе именно благодаря ученическим бригадам ведут прибыльное хозяйство и полностью обеспечивают продуктами питания свои столовые. Среди них такие, как Сенгилеевская, Галюгаевская, Бекешевская, Григорополисская, Тахтинская, Калиновская, Манычская, Коммаякская и целый ряд других.
Приведу один пример. В школе станицы Галюгаевской Курского района, что на границе с Чечней, 48 лет тому назад была создана ученическая производственная бригада, которая не прекращала своей деятельности все это время. Директором школы много лет является увлеченный, творческий и преданный делу человек - почетный работник общего образования Российской Федерации Лидия Васильевна Луценко. Школа имеет более четырехсот гектаров земли. Производственный комплекс включает в себя поля, сады, огороды. Учащиеся вместе с педагогами и опытными наставниками выращивают пшеницу, овощи, фрукты, учатся основам агротехники. Только за два последних года этой школой заработано более миллиона рублей, и они направлены на приобретение комбайна, компьютерного и спортивного оборудования, на ремонт школы, заработную плату учащимся. За счет средств бригады оказана помощь учителям-пенсионерам, воинским частям, районной больнице, детскому саду. Школьная столовая круглый год бесплатно кормит учащихся. Учителя получают бесплатно муку, сахар, другие продукты. При этой школе также работают ателье и парикмахерская, где трудятся сами ребята.
Характерно то, что практически все её выпускники поступают в Ставропольский государственный аграрный университет, и многие из них возвращаются потом работать в свою станицу. В школе нет ни одного старшеклассника, состоящего на учете за плохое поведение, даже курящие - редкость. И таких примеров в крае немало.
Ещё один немаловажный момент - тесная связь ученических производственных бригад края с аграрной вузовской наукой. Ученые Ставропольского государственного аграрного университета патронируют бригадное движение, входят в жюри ежегодного конкурса среди ученических бригад, в котором, кстати, участвуют и школьники из Воронежской, Курской, Брянской областей и даже Украины. Лучшие юные бригадиры края, рационализаторы, пахари, овощеводы, животноводы, ребята, овладевшие в совершенстве другими сельскохозяйственными профессиями, без экзаменов становятся студентами Ставропольского аграрного университета.

Почему мы с такой настойчивостью, несмотря на публично выражаемый частью общества скепсис, возрождаем ученические производственные бригады? Жизнь показала, что "привычку к труду благородную" нельзя приобрети ни в игре, ни в учении, ни в общении - здесь необходимо только реальное участие в трудовом процессе. А производственные бригады - это школа, в которой учатся и трудиться, и управлять, и заниматься научной работой, и строить отношения в коллективе, это интересная самим ребятам форма занятости, в которой удачно сочетаются производительный труд, освоение рабочей профессии, активное общение со сверстниками и решение важных воспитательных задач. Это хорошая "школа жизни", товарищества и взаимовыручки.
Кроме того, сфера деятельности ученических бригад - сельское хозяйство -отрасль, определяющая лицо нашего края, стержень его экономики. Как же нам не заботиться о том, чтобы дети, подрастая, относились уважительно к труду хлебороба и животновода? Как же не стремиться к тому, чтобы они с юных лет овладели этими профессиями, полюбили их и смогли в дальнейшем продвигать аграрную отрасль края на передовые позиции?
Считаю очень важным не допустить разрыва цепи многовекового процесса передачи крестьянского опыта, знаний от поколения к поколению. Мы должны культивировать менталитет созидателя, а не потребителя, патриота своей земли, а не "Ивана, не помнящего родства". Это сегодня особенно актуально.
Я от души поздравляю всех, кто причастен к истории и настоящему ученических производственных бригад Ставрополья. Желаю бригадному движению новых трудовых успехов и новых достижений во благо родного Ставропольского края!




Губернатор
Ставропольского края А.Черногоров


21 июня 2004 г.
http://gubernator.stavkray.ru/publications/21_06_04.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован