24 марта 2006
2251

Александр Чубарьян: `Персона грата`

Есть острые темы, где трудно найти консенсус. Какие аргументы ни приводят спорщики, расходятся все равно каждый при своем мнении. Так происходит, когда мы пытаемся найти ответ на вопрос, нужно ли в средней школе вводить новый предмет, связанный с религией. О необходимости такого образования ведущий программы Виталий Ушканов беседует с директором Института всеобщей истории РАН академиком Александром Чубарьяном.

По мнению академика Чубарьяна, введение в школе курса, который рассказал бы, что такое религия, очень важно. Во-первых, религия - существенный элемент человеческой истории и жизни. Необязательно, что человек должен быть верующим, даже неверующие люди в очень многие моменты своей жизни как-то связаны с религией. Во-вторых, религия составляет важнейшую часть культуры, и нельзя проникнуться знанием мировой культуры, не понимая и не зная, что такое религия. Третий момент связан с образованием и просвещением людей. Классические полотна старых мастеров в большинстве своем проникнуты библейскими сюжетами. Не зная, что это такое, понять эти произведения очень сложно.

Дискуссии идут не только в нашей стране. Италия и Испания спорят, как преподавать католичество в школах. Во французской школе спорят даже о религиозной символике, не говоря уже о более серьезных проблемах. Мы попали в этот общецивилизационный ряд. Постановка вопроса о том, что в школах надо, по крайней мере, знакомить детей с основами религии - это вещь совершенно назревшая. Нельзя сказать, что этого совсем нет в школах, религия присутствует как небольшая часть курса истории. Сейчас речь идет о том, чтобы сделать полноценный курс.

Но Россия в отличие от достаточно однородных Испании и Италии страна многоконфессиональная. Большинство людей исповедуют православие, это совершенно очевидно. Но с самого начала, когда зашла речь об этом, говорилось, что в нашей многоконфессиональной стране, стране, где церковь отделена от государства, желательно преподавать именно религиоведение, то есть основы мировых религий. Важно показать роль религии как части мировой культуры. Что же касается культуры православия, по нашим законам школа имеет право углублять тот или иной предмет. И если будет курс основ религии, это не исключает, что в рамках курса будет усилено внимание к проблемам православия.

Все религии достаточны однородны в смысле морально-этических принципов. Все они основаны на ненасилии и проповедуют идеи добра и борьбы со злом. И если мы хотим воспитать в детях терпимость, толерантность, религия может служить в этом хорошим подспорьем. Поэтому и возникла такая идея.

По просьбе Министра образования Институт всеобщей истории подготовил пробный вариант учебника "Мировые религии: культура, история, вероучения". Руководитель столичного департамента образования Любовь Кезина уже предлагала начать его опробовать в ряде школ. Это можно сделать и в регионах, уверяет Александр Чубарьян. Кроме того, к учебнику будет приложена хрестоматия с основными религиозными текстами, чтобы знали, какие религиозные тексты существуют.

Учебник видели пока только в конфессиях. "Когда мы сделали первый вариант учебника, отправили его в Патриархию и получили очень большой и интересный отзыв, который касался не только православной церкви, а всего учебника в целом. И на протяжении 3 месяцев мы проводили доработку с учетом их пожеланий. К учебнику приложили таблицу: слева - сделанные замечания, справа - что мы учитываем, а что нет. Наша задача была создать светский учебник по проблемам религии, а не религиозный, что, конечно, не исключает того, что дети должны понять основы вероучения", - говорит Александр Чубарьян.

Академик Александр Чубарьян и ведущий программы Виталий Ушканов

Досье
Академик Чубарьян Александр Оганович, директор Института всеобщей истории.
Родился 14 октября 1931 г.
Окончил с отличием Московский государственный университет, а затем аспирантуру Института всеобщей истории.
Был ученым секретарем отделения истории Академии наук СССР.
Преподавал в Дипломатической академии.
Доктор исторических наук. Профессор.
Действительный член РАН.
Член Норвежской королевской академии.
Автор многих научных трудов и монографий по истории XX века, истории международных отношений и международной политики новейшего времени.
Ректор Государственного университета гуманитарных наук.
Заместитель председателя Национального комитета историков России.
Президент Российского общества историков-архивистов.
Вице-президент Ассоциации новейшей истории Европы.
Член бюро Международного конгресса исторических наук.
Награжден орденом Почета, французским орденом Почетного легиона, германским офицерским крестом, ватиканским орденом святого Григория.
Женат. Отец и дед.

(Полностью программу "Персона грата" слушайте в аудиозаписи).

24.03.2006

http://www.radiorus.ru/news.html?id=158488
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован