21 сентября 2005
2507

Александр Чубарьян: Учебник, которого ждут

Пособие по истории религии должно воспитывать в школьниках веротерпимость, считает директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян

Как и обещал министр образования РФ Андрей Фурсенко, революции в системе школьного образования не произошло. Курс по "Основам православной культуры" (ОПК), которого так добивалась Русская Православная Церковь, и курс по истории религии так и не появились в школьной программе.

Корреспондент "НГР" встретился с директором Института всеобщей истории РАН академиком Александром Чубарьяном, руководителем научного коллектива, разрабатывающего учебное пособие по истории мировых религий, и попытался выяснить, как идет работа над учебником для этого курса.

- Александр Оганович, в этом году Министерство образования РФ планировало ввести в программу средних школ курс "История религии", но этого так и не произошло... Что помешало?

- Насколько мне известно, министр образования Андрей Фурсенко говорил не о том, чтобы этот курс был введен в школьную программу с первого сентября. Речь шла лишь о том, чтобы вообще преподавать историю религии в школе.

В Министерстве образования существует много вопросов, связанных с преподаванием истории религии, которые до сих пор не решены. В частности, как преподавать историю религии в школе? Будет ли это самостоятельный предмет или он будет включен в курс истории? Или его нужно включить в курс обществоведения, как я и предлагал министерству раньше? С какого класса преподавать данный предмет?

Я полагаю, курс так и не был введен в школы лишь потому, что эти вопросы до сих пор еще не решены на уровне министерства.

- Насколько я понял, подготовку курса и его апробацию не планировалось завершить к началу этого учебного года?

- Планировалось только то, что наш коллектив в течение полугода, с 1 января по 1 сентября, этот учебник напишет. Что мы и сделали.

- Ранее министр Фурсенко заявлял, что при подготовке курса будет учтена позиция всех основных религий, представленных в Российской Федерации. Это соответствует действительности?

- Подготовка учебника по истории мировых религий невозможна без учета пожеланий самих представителей религий. При этом, конечно, мы отдаем себе отчет в том, что это будет светский учебник.

Материал, касающийся ислама, я отправил в Духовное управление мусульман России. И мы уже получили от них целый ряд замечаний. Раздел, посвященный Русской Православной Церкви, я буквально на днях отправил на согласование в Московскую Патриархию. Сейчас полный текст раздела находится там. Мы ждем от них замечаний и пожеланий для того, чтобы учесть их при доработке учебника.

- Принимали ли участие в подготовке разделов этого учебника представители религиозных организаций или авторами учебника были светские специалисты?

- С Министерством образования ранее было согласовано, что, во-первых, учебник будет готовиться исключительно светскими людьми и, во-вторых, он будет преподаваться светскими педагогами. Поэтому в работе над ним участвовали доктор исторических наук Евгения Токарева, руководитель Центра по истории религии и Церкви нашего института, академик Бонгард-Левин, курирующий раздел, посвященный раннему периоду истории Церкви. Раздел по православию написан Александром Назаренко, специалистом по истории Русской Православной Церкви. Раздел по исламу готовил известный ученый Алексей Малашенко.

Представители религий не привлекались к написанию этого учебника, но у нас с ними имелась договоренность, что они выступят в качестве экспертов.

- Не ожидаете ли вы негативной оценки этого учебника со стороны РПЦ, активно ратующей за преподавание в школе курса ОПК?

- Раздел о православии почти в полтора раза больше, чем материалы, посвященные остальным религиям и другим христианским конфессиям. Конечно, я допускаю, что могут быть и какие-то критические замечания со стороны Московской Патриархии, но я уверен, что совместно мы сможем решить все возникающие вопросы.

- В каком аспекте планировалось освещать различные религии?

- Мы рассматриваем религию как часть мировой культуры и как часть истории разных стран. Например, в разделе, посвященном становлению и развитию католичества, мы пытаемся учитывать европейский опыт.

Мы также старались показать, что изучение мировых религий должно способствовать пониманию необходимости диалога культур, религий и цивилизаций. И самое важное, что мне особо хотелось бы отметить, что наше учебное пособие должно помочь воспитанию молодого поколения в духе уважения к другим взглядам, религиям, в духе терпимости и гуманного отношения к людям.

- Будет ли курс "Истории религии" введен в школьную программу как самостоятельный предмет?

- По словам министра, этот вопрос будет решен в течение ближайших месяцев. Я же считаю, что школьный предмет "Обществоведение" должен быть переработан. В нем должны рассматриваться и проблемы экономики, и проблемы права, и история мировых религий. Однако некоторые эксперты считают, что это должен быть самостоятельный курс в рамках школьный программы.

- Когда учебник должен пройти апробацию и быть готовым к печати?

- Для его апробации и экспертизы отведен октябрь.Надеюсь, что к концу ноября учебник уже будет окончательно готов, и в конце года мы планируем сдать его в издательство.

***

В Министерстве образования существует много вопросов, связанных с преподаванием истории религии

21.09.2005
http://www.religare.ru/article21650.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован