26 августа 2003
2190

Александр Голутва: Ситуация в российском кинопроизводстве и прокате; российское кино на зарубежных кинофестивалях и рынках

26 августа 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Голутва первый заместитель министра культуры РФ.
Эфир ведет Марина Королева.

М. КОРОЛЕВА 14:06, добрый день, мы продолжаем дневной эфир на радио "Эхо Москвы", в студии Марина Королева. И наш сегодняшний гость это Александр Голутва первый заместитель министра культуры России. Александр Алексеевич, здравствуйте.
А. ГОЛУТВА Здравствуйте.
М. КОРОЛЕВА Я сразу должна напомнить, что Александр Голутва курирует у нас кино в Министерстве культуры, поэтому речь у нас пойдет сегодня, скорее всего, исключительно о проблемах кинематографа или его достижениях. Потому что завтра, как известно День российского кино, хочется поговорить не только о минусах, как это часто бывает, но и о плюсах тоже. Я сразу напомню номер нашего эфирного пейджера, 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы", до 14:30 у вас есть возможность задать практически напрямую вопрос Александру Голутве. Сразу скажу, что кое-какие вопросы уже есть, о судьбе некоторых студий, мы обязательно об этом поговорим. Александр Алексеевич, я вот должна с самого начала сделать такое, что ли, драматическое признание о себе. Я практически не смотрю российское кино, вот, действительно, почти совсем. Наверное, я могу припомнить последний фильм, который я видела, это фильм "Вор" с Владимиром Машковым. Фильм, по-моему, замечательный, но он настолько тяжелый и настолько трагический, он так мастерски сделал, надолго отбил у меня охоту смотреть российское кино. Я, когда говорят о российском кино, всегда для себя такое слово "безысходность" употребляю, вот есть это в нашем кино, поэтому, наверное, предпочитаю европейское, голливудское. Увы, такое признание. И я знаю, что не я одна такая. С другой стороны, вот я посмотрела материалы вашей вчерашней пресс-конференции накануне Дня российского кино, и вроде выстраивается такая благостная картина. Вот в этом году будет снято 75 российских картин, люди начинают ходить в кино, было 70 режиссерских дебютов, наши ленты востребованы на международных кинофестивалях. Так где же, Александр Алексеевич, правда? Смотрят люди российское кино, нужно оно, не нужно, вот об этом я бы и хотела сегодня с вами поговорить.
А. ГОЛУТВА Во-первых, я хотел поздравить всех слушателей, не только кинематографистов, но и всех, кто любит кино вообще и отечественное кино в частности, с праздником, Днем российского кино, переходя уже к ответу на ваш вопрос, хочу сказать, что правда, наверное, где-то посередине находится. Действительно, наши зрители очень любят российское кино и очень много его смотрят.
М. КОРОЛЕВА Любят без кавычек?
А. ГОЛУТВА Без кавычек. И очень много его смотрят, правда, смотрят его на экранах телевизоров. Предпочтение отдаются нашему кино, и особенно нашим телесериалам, особенно в последнее время. Гораздо сложнее ситуация с выходами в кинотеатры. Здесь, действительно, из общего объема зрителей, которые ходят в кино, только 6% смотрят отечественные фильмы.
М. КОРОЛЕВА Да, цифра страшная.
А. ГОЛУТВА Цифра страшная. В основном смотрят фильмы голливудские. Это результат, порожденный многими причинами, глубоким кризисом нашей экономики и нашего кино в 90-е годы, об этом уже можно, наверное, не говорить, потому что из кризиса мы постепенно выбираемся. Ходить в кино, в принципе, начали, но, правда, начали ходить в кино в новые, переоборудованные залы, да еще оснащенные комплексом других услуг, магазинчиками, кафе, барами, играми различными.
М. КОРОЛЕВА Ну и как вы сами сказали, прежде всего, на кино иностранное.
А. ГОЛУТВА Но в кинотеатры ходит молодежь, молодежь, обеспеченная материально, и в первую очередь смотрит американское кино. Было и нечего смотреть, у нас почти не выпускались новые отечественные фильмы, а в кинотеатрах на старые фильмы не ходят нигде, ни в США, ни в Индии, ни во Франции, ни в других странах, смотрят новое кино.
М. КОРОЛЕВА У нас довольно много старого кино, которое показывают по т телевизору.
А. ГОЛУТВА Показывают по телевизору, можно посмотреть на видео, на DVD и так далее, поэтому нужно выпускать как можно больше хороших новых отечественных фильмов.
М. КОРОЛЕВА Вот вопрос от нашего слушателя: "Скажите, пожалуйста, сейчас снимаются какие-то нормальные фильмы или только боевики?" Как я понимаю, наш слушатель, который, к сожалению, не подписался (пожалуйста, подписывайтесь, потому что вообще-то мы не читаем анонимных вопросов), так вот, я понимаю, что он имеет в виду. Действительно, если русский фильм, то сразу ассоциация стрельба, кровь, криминал, погоня, и все это к тому же еще и снято не лучшим образом, все равно голливудским образцам уступает. Вот снимаются ли другие фильмы?
А. ГОЛУТВА Конечно, снимаются. Время, когда одной краской было вымазано наше кино, оно прошло, сейчас всех жанров, всех направлений стилистических, самого разного содержания, для самых различных возрастов нацеленные фильмы снимаются, и фильмы для детей, и для семейного просмотра, и мелодрамы, и исторические фильмы, примеров можно приводить сколько угодно.
М. КОРОЛЕВА Но вот примеры детского кино, вот как-то вы упомянули, я сразу вспомнила, что чем уж славилось российское кино, так это детскими фильмами, было множество прекрасных детских режиссеров, режиссеров для детей, актеров, которые снимались в этих фильмах, вообще кино было много для детей. Что сейчас, что можете назвать из последнего?
А. ГОЛУТВА Из последнего "Маленький лорд Фаунтлерой" режиссера Ивана Попова, хороший, замечательный детский фильм.
М. КОРОЛЕВА А где посмотреть-то можно его?
А. ГОЛУТВА В кинотеатрах можно посмотреть, на кассетах можно посмотреть. Довольно большим успехом пользовался фильм "Спартак и Калашников" Андрея Прошкина. Хорошее кино, уже для подросткового возраста. Т.е. фильмы снимаются, их очень немного, я объясню, почему немного. Потому что, если не говорить о фильмах, когда в одном классе девочка с косичками и мальчик в пионерском галстуке, простое кино, такие фильмы снимать можно, а вот сложнопостановочные, скажем, сказки или приключенческие фильмы для детей требуют больших финансовых затрат. Так как наше кино, наши фильмы сейчас окупаются только в единичных случаях, вот такие большие затраты себе позволить и не вернуть эти деньги мало кто может. Это одна причина. Вторая причина ушли из жизни мастера детского кино, а новые поколения режиссеров не очень стремятся заниматься этим трудным и не всегда благодарным делом.
М. КОРОЛЕВА Это не денежно получается?
А. ГОЛУТВА Не денежно, да, тяжело, работать с детьми тяжело, найти хороший материал тяжело, деньги найти тяжело, в общем, проблемы существует. Мы ее пытаемся решать, интересные проекты для детей государство сейчас финансирует как бы все 100%.
М. КОРОЛЕВА Вот вообще в связи с вопросом о финансировании возникает такая проблема кто все-таки должен платить? Мы вот с вами до эфира немножко поговорили о том, что у нас существует, даже сейчас существует система так называемого госзаказа, бюджетного финансирования кинематографа, чего, например, нельзя сказать об американском кино, между тем оно процветает. Вот все-таки каков наш путь? Это идти через коммерциализацию кино, затем выходить на его полную самоокупаемость и самофинансирование, или двигаться вот этом направлении, требовать все больше и больше денег от бюджета, как вы думаете?
А. ГОЛУТВА Начнем с того, и об этом мы с вами тоже говорили, что нет прямой государственной поддержки только кинематографа США. Все остальные, скажем, в частности европейские страны, в них имеется довольно серьезная, разветвленная система государственной поддержки кинематографии, финансовой подпитки кинематографии, и производства, и проката фильмов, и обучения кинематографическим профессиям все это существует. Наша задача, конечно, чтобы кинематограф стал самоокупаемым. И сейчас государство поддерживает, в том числе, и те проекты, у которых есть возможность придти к зрителю, заявить о себе, заработать деньги, вернуть то, что затрачено. Просто на сегодня такого пути нет. Но, по идее, мы должны придти к самоокупаемости и затем уже оставить государственное финансирование только для тех проектов, которые в любом случае будут поддержке. Например, всегда нужен приход новых поколений кинематографистов, нужно помогать дебютантам и кинематографическим дебютам, всегда есть замечательные мастера кино, скажем, Александр Сокуров, Алексей Герман, которые открываются какие-то новые горизонты кино как искусства, ищут новый киноязык, таким мастерам нужно помогать, и без государства здесь не обойтись.
М. КОРОЛЕВА Постойте, Александр Алексеевич, а как же вот с тем самым Голливудом? Так что, кто-то финансирует дебютантов, скажем, государство? Есть какая-то специальная программа поддержки? Нет. Но как-то же они пробиваются.
А. ГОЛУТВА В США есть помощь, но эта помощь идет по другим каналам. Это меценатство, это различные фонды, это просто распылено по штатам и на федеральном уровне этого нет, но это не значит, что этого нет вообще.
М. КОРОЛЕВА Так, может, и нам пойти таким путем? Богатых людей у нас достаточно, вот кто-то покупает футбольные клубы, скажем, причем за рубежом. Может быть, имеет смысл и России развиваться в том же направлении? Все-таки, если говорить, скажем, о европейских странах, о европейском кино, там, возможно, оправдана эта поддержка государственная, все-таки страны относительно небольшие. Но у нас огромная страна с огромными ресурсами
А. ГОЛУТВА Страна огромная с ресурсами огромными, но пока еще, к сожалению, очень бедная. Назовем их нехорошим словом "олигархи" или просто крупнейшие фирмы, их очень немного, им приходится решать огромное количество задач. Ведь не только кино существует, есть здравоохранение, образование, другие сферы культуры, и все требуют помощи. И все требуют ее от одних и тех же людей. Их еще мало у нас, таких богатых компаний, которые могут помогать. Второе это то, что законодательство у нас совсем к этому не приспособлено, у нас нет хороших законов, тех, которые есть и в США, и в европейских странах, которые бы облегчали, скажем, налоговую нагрузку на меценатов
М. КОРОЛЕВА Ну т.е. так, чтобы меценатом становится было выгодно, кроме всего прочего.
А. ГОЛУТВА Этой системы у нас нет, она не работает.
М. КОРОЛЕВА Напоминаю, мы говорим о том, что волнует, наверное, каждого из нас, потому что каждый день кто-то из нас смотрит хотя бы один фильм, или хотя бы половинку фильма, или, пробегая мимо телевизора, хотя бы несколько кадров да увидит, говорим о кино. Вот знаете, пристыдили меня тут, сразу несколько слушателей прислали сообщение, вот, например, Регина, считают, что у нас есть очень хорошие фильмы, "Кукушка", "Любовник" и так далее, Людмила "прошлогодний фильм Алексея Учителя "Дневник его жены", фильм превосходный, в этом году фильм Рубинчика "Кино про кино". Вот я о таком даже не слышала, но, тем не менее, наши слушатели отмечают, что на самом деле есть хорошее российское кино. Вот вопрос от Алексея: "Скажите пожалуйста, над чем сейчас работает Никита Сергеевич Михалков, снимает ли он "Утомленные солнцем-2"?"
А. ГОЛУТВА Сначала хотел сказать, что у слушателей, которые позвонили, у них, действительно, хороший вкус, они назвали фильмы, достойные уважения и одобрения. Никита Сергеевич Михалков заканчивает работу над сценарием, который условно называется "Утомленные солнцем-2", может быть, другое, оригинальное название. Он, если все будет благополучно, приступит к съемкам зимой, в начале следующего года, скорее так.
М. КОРОЛЕВА Надеемся, что у Никиты Сергеевича Михалкова проблем с финансированием не будет. А вот здесь Саша, наш слушатель, спрашивает: "Поподробнее про Германа, пожалуйста видимо, про Алексея Германа, естественно. Вы утверждаете, что государство помогает ему финансово, хотя, по-моему, ничего такого вы не утверждали, вы говорили, что есть финансовая поддержка от государства определенным проектам, так отчего же Герман почти 10 лет ищет деньги на "Трудно быть богом"?"
А. ГОЛУТВА Алексей Юрьевич Герман не ищет почти 10 лет деньги на фильм "Трудно быть богом", он, действительно, уже несколько лет ведет работу над этим фильмом, имея деньги, деньги в данном случае спонсорские, там лишь небольшая часть бюджетных средств, но она есть, тоже в том бюджете, который будет тратиться на эту картину. Герман это такой мастер, который может замечательно работать, но делает это очень долго. Я думаю, что подождем еще полтора-два года, и мы увидим огромное полотно 2-серийное "Трудно быть богом".
М. КОРОЛЕВА Да, долго, но, я надеюсь, хорошо. Действительно, здесь нет поводов в этом сомневаться. Вы знаете, вот на днях прошла информация о том, что, возможно, скоро в России будут снимать фильм "Доктор Живаго" по сценарию Юрия Арабова. Вы что-нибудь знаете об этом проекте?
А. ГОЛУТВА Об этом не знаю.
М. КОРОЛЕВА Это было сообщение одного из информационных агентств, о том, что планируются съемки фильма "Доктор Живаго", на этот раз уже в России, с российским участием, при участии компании "Централ Партнершип". К сожалению, никаких подробностей не было. Т.е. вы ничего об этом не слышали?
А. ГОЛУТВА Нет, к нам не обращались, мы не обсуждали эту тему. Разузнаю.
М. КОРОЛЕВА Софья, наша слушательница, спрашивает, нет, скорее это даже не вопрос, это констатация фактов. Она считает, что "нет рекламы наших отечественных фильмов, а единственный кинотеатр, "Дом Ханжонкова", в ужасном состоянии, его посещение не вызывает никаких положительных эмоций". Как можете прокомментировать и то, и другое, отсутствие рекламы и состояние кинотеатра, где показывают российское кино?
А. ГОЛУТВА Отсутствие рекламы это колоссальная проблема для нашего кинематографа, потому что до половины средств тратят те же голливудские фильмы от бюджета на производство фильма, на дальнейшую раскрутку и продвижение этой картины как у себя в стране, так и по всему миру.
М. КОРОЛЕВА А у нас вроде как сняли, и само должно крутиться
А. ГОЛУТВА Да, здесь в условиях, когда еле-еле набираются деньги на то, чтобы произвести фильм, трудно что-либо сделать потом. Наши возможности в данном случае ограничены, хотя где-то мы сейчас 3 миллиона рублей на рекламу фильмы выделяем. Если вы обратите внимание, например, завтра, в День кино, начинается всероссийская премьера фильма Станислава Говорухина "Благословите женщину", вот идет реклама по телевидению, огромные плакаты и щиты по всему городу существуют, т.е. в отдельных случаях мы это делаем. Чтобы обеспечить все фильмы, которые выходят сегодня, достаточным рекламным пакетом, по всему, по значению, пока таких возможностей нет.
М. КОРОЛЕВА А какими свойствами должен обладать этот фильм для того, чтобы получить возможности рекламные?
А. ГОЛУТВА Этот фильм должен иметь прокатный потенциал. Продюсер этого фильма должен обратиться в министерство, у нас существует специальная конкурсная комиссия, которая рассматривает эти фильмы, смотрит, насколько они, действительно, могут быть интересны зрителям. И те, которые по той или иной причине интересны, или считают, что хорошо, чтобы большее количество зрителей посмотрело, получают средства на рекламу.
М. КОРОЛЕВА Вот еще вопрос, он скорее технологический: есть ли в России индустрия вот такого технического обеспечения кинотеатров, вот кресла, оборудование и так далее, аудиоаппаратура? Вот это сейчас есть или это мы закупаем исключительно за рубежом?
А. ГОЛУТВА Развитие сети новых кинозалов, их реконструкция, строительство новых это дело последних 4-5 лет. И когда мы подошли к этому этапу, оказалось, что вся инфраструктура кинематографии, в том числе промышленная, оказалась разрушенной, в подавляющем большинстве не только сложную технику, скажем, кинопроекторы, но и такие элементарные вещи, как кресла или экран, другие необходимые для жизнедеятельности кинотеатров вещи, все приходилось закупать из-за рубежа. Сейчас существуют уже как совместные предприятия или сборка проводится на территории страны, т.е. потихонечку все больше и больше делается здесь, своими руками, и придумывается своей головой. Хотя задачи такой не стоит, опоры на собственные силы, все производить у себя, это невозможно, нерационально, то, что касается, высоких технологий, ну что ж мы будем гоняться, тратить огромные средства, для того чтобы что-то создать, а за это время наши западные партнеры уйдут далеко вперед.
М. КОРОЛЕВА Вот еще Евгений спрашивает: "Какова судьба документального кино в России?" Здесь же еще был вопрос по поводу судьбы киностудии "Центрнаучфильм", что несколько другое, но вот два вопроса, не связанные с художественным кинематографом.
А. ГОЛУТВА О документальном кино, как о коммерческом компоненте, можно о нем говорить гораздо в еще меньшей степени, чем о кино игровом, кинохудожественном. Поэтому достаточно большую роль вот в последний год, для того чтобы это документальное кино выжило, сыграло государство. Сегодня при государственной поддержке, только при государственной поддержке делается более 300 фильмов в год, маленьких, больших полнометражных, более 300 фильмов в год. До поры до времени они плохо были востребованы. Потому что кинотеатры для показа подавляющего большинства этой продукции не годятся, этого нет нигде в мире, основной потребитель это телевидение. Только последние 2-3 года телевидение заинтересовалось и стало хоть какие-то, небольшие деньги платить за то, чтобы получить в сетку своего вещания наше документальное, в частности научно-популярное кино. Я думаю, что перспектива очень хорошая у нашего документального кино, потому что сохранились мастера, сохранилась довольно большая когорта режиссеров, в том числе и достаточно молодых еще режиссеров, которые очень ценятся на Западе, очень высоко котируются, побеждают во многих фестивалях, делают действительно качественную, интересную продукцию, которая в любом случае отличается от другого, от того, что мы видим в виде телепередач, например. Это немножко другое, и по стилю другое, и по содержанию другое, по изобразительному решению другое, то, что хотят, в конце концов, видеть наши телезрители.
М. КОРОЛЕВА В конце хотелось бы о приятном. Кроме того, что завтра День российского кино, завтра же еще открывается и 60-й юбилейный Венецианский фестиваль, и российский фильм "Возвращение" там будет представлен. Что вы можете сказать, во-первых, об этом картине, видели ли вы ее, что скажете, какие у нее шансы победить, может быть, или хотя бы представить себя достойно на Венецианском фестивале?
А. ГОЛУТВА Этот фильм для нас был полной неожиданностью, это радостное событие, потому что в недрах телекомпании Ren-TV решили, кроме производства телесериалов, заняться и производством кино для кинотеатрального проката, и они потихонечку, тихонечко, не рекламируя, сняли свою первую картину. Эта первая картина этой студии и первая картина режиссера Андрея Звягинцева оказалась очень удачной, симпатичной. Я ее видел. Симпатичная, наверное, это слово не годится, потому что кино довольно серьезное, и, в общем-то, тяжелое. В любом случае оно будет достойно представлено на Венецианском фестивале, ну а остальное это загадка природы, никто никогда не знает, кто там победит, а кто нет. Бывает, что выдающиеся режиссеры уезжают ни с чем, хотя им все предрекали победу, а дебютанты, как Андрей Звягинцев, например, побеждают, много примеров этому есть. Но должен сказать, что Россия представлена и в конкурсе короткометражных фильмов на Венецианском фестивале фильмом режиссера Мурада Ибрагимбекова "Нефть", и еще в одном конкурсе, где в основном собираются дебютанты, там будет участвовать фильм Алексея Германа-младшего, это вот сын Алексея Юрьевича Германа, который называется "Последний поезд". Так что Россия очень хорошо представлена на Венецианском фестивале, очень радует, что она представлена новым поколением режиссеров.
М. КОРОЛЕВА Ну что, пожелаем им всем удачи. Вас с наступающим Днем российского кино. Все-таки, действительно, много у нас и прекрасных актеров, и режиссеров, даст бог, будет еще больше. Спасибо, всего доброго.
А. ГОЛУТВА Спасибо вам.


http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/23184/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован