30 января 2006
2548

Александр Гусев: Идентичная модель - основа законодательной работы в муниципалитетах и субъектах РФ

Уважаемые коллеги!

В настоящее время на идентичной модели основаны акты муниципальных органов и приняты акты в следующих субъектах РФ: Амурская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Курганская, Магаданская, Новосибирская, Ростовская, Смоленская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Ставропольский край, Татарстан, Дагестан и Ханты-Мансийский автономный округ. Также на идентичной модели основаны акты муниципальных органов власти в Белгороде, Великоустюжском и Вожегодском муниципальных районах Вологодской области, Магадане, Новошахтинске Ростовской области, Пензе, Саратове, Южно-Сахалинске и Чебоксарском районе Чувашии. Некоторая специфика имеется в актах Астраханской области и Еврейской автономной области, где приложение разработано в табличном варианте вместе с указанием сроков обновления информации и ответственных лиц. В Мурманской области также дополнительно разработан регламент информационной поддержки областного портала, в Чувашии такой акт дополняется перечнем информации, рекомендованной к размещению на сайтах органов местного самоуправления. Несколько особняком в этом ряду субъектов РФ стоит Москва. В соответствии с Постановлением N 98, принято постановление Правительства Москвы "Об обеспечении доступности информации о деятельности Правительства Москвы, городских органов исполнительной власти и городских организаций" от 7 октября 2003 года N 841-1111 (в ред. постановления Правительства Москвы от 27.01.2004 года N 32-ПП). Важным нововведением стало то, что обязанность размещать информацию распространяется не только на органы власти, но и на государственные унитарные предприятия Москвы. В дополнение к этому московскому постановлению разработаны три приложения:

а) о категориях организаций и предприятий города, для которых создание и ведение информационных ресурсов о своей деятельности является обязательным;

б) о перечне сведений о деятельности Правительства Москвы и комплексов городского управления, подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет;

в) о перечне сведений об органах исполнительной власти города Москвы, подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах, и сведений, рекомендуемых для размещения предприятиями в общедоступных информационных ресурсах.

Однако данное постановление является не главной особенностью московского законодательства о доступе к информации. 31 марта 2004 года был принят закон г. Москвы "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы". Закон основан на несколько иной модели, нежели калининградский. Подобно проекту Федерального закона о доступе к информации Министерства экономического развития РФ, в нем получают поддержку лишь две процедуры доступа к информации: опубликование и запрос. Однако кроме простого упоминания в п. 4 ст. 3 "предоставления информации о деятельности органов власти по обращениям заинтересованных лиц" закон не содержит иных норм, регулирующих эту процедуру, что лишает ее правовых гарантий. Кроме того, и собственно перечень информации, публикуемой для всеобщего сведения, крайне скромен (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 6), если сравнить его с постановлением Правительства N 98. Иными словами, этот трехстраничный московский закон, хотя и является специальным законодательным актом о доступе к информации, которого нет в большинстве российских регионов, он все же не может сравниться по количеству процедур и степени их проработки и детализации с калининградским законом. Второй путь заключается в принятии законов аналогичных калининградскому, о доступе к информации: выбор законодателей Волгоградской и Новгородской, Новосибирской и Томской областей. Волгоградский закон "О порядке предоставления информации органами государственной власти Волгоградской области" N 782-ОД был принят областной Думой 26 декабря 2002 года.

Новгородский закон "О порядке предоставления информации органами государственной власти Новгородской области" N 302-03 был принят областной Думой 26 апреля 2004 года. Оба закона концептуально и текстуально построены на основе калининградского закона о доступе к информации. Так, в волгоградском законе была потеряна важнейшая процедура доступа к информации - получение информации по запросу. В ходе его обсуждения депутатами областной Думы высказывались возражения к главе о непосредственном доступе к заседаниям региональных органов власти, поскольку принятие этой нормы должно было радикально изменить традиционную бюрократическую культуру многих региональных администраций. Кроме этого чисто технического исключения главы о запросах, волгоградский закон мало отличается от калининградского. В отличие от своих волгоградских коллег, новгородские законодатели внесли в текст закона некоторые изменения. Во-первых, в соответствии с замечаниями специалистов органов власти, была усовершенствована юридическая техника закона. Во-вторых, в соответствии с региональной спецификой появилась новая форма предоставления информации по запросам, переданным гражданами при проведении информационных дней. Кроме того, были развиты нормы об опубликовании информации в сети Интернет, а также на специальных информационных стендах; была отражена контрольная функция общественной палаты при Новгородской областной Думе в отношении исполнения закона, а также развиты финансовые гарантии реализации механизмов доступа к информации. Однако из закона была исключена возможность направления в ответ на письменный запрос полных копий текстов запрашиваемых нормативных актов, хотя и сохранена возможность получения справок о таких документах, а также информации об их опубликовании. Дальнейшее развитие концепции и текста региональной модели прозрачности осуществлялось законодателями Томской и Новосибирской областей и было связано с выделением в отдельную главу и дополнением новыми гарантиями механизма получения информации с использованием пунктов коллективного доступа к информации.


Из выступления на научно-практической конференции "Новое в законодательных актах региональных и муниципальных органов власти РФ" (Красноярск, 30.01.2006)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован