26 апреля 1997
2220

Александр Гусев: К 1996 году в России в целом были сформированы базовые политические, социальные и правовые предпосылки дальнейшего развития экономической реформы в стране

Уважаемые коллеги!
Конституция 1993 года стала основой дальнейшего углубления экономических реформ и, прежде всего, макроэкономической стабилизации. Именно эта проблема оказалась центральной в деятельности правительства в рассматриваемый период, и именно ее удалось решить на базе новой Конституции РФ. Принятие новой Конституции не привело и не могло привести автоматически к резкому повороту к стабилизационному курсу. Оставались мощные социально-экономические группировки, жизненно заинтересованные в продолжении проинфляционного курса. Кроме того, необходимо было разработать и реализовать некоторый минимальный комплекс правовых и организационных мер, создать соответствующую институциональную среду, критически важную для решения базовых макроэкономических задач. 1994 год стал очередным годом инфляционного витка. Если раньше в 1990-1993 годах инфляционистская политика обусловливалась исключительно мощным давлением на исполнительную власть со стороны соответствующих социальных сил, отсутствием политических институтов, способных осуществлять роль посредников между властью и группами интересов, а также сильной зависимостью исполнительной власти от популистски настроенного законодательного корпуса, то теперь ситуация оказалась несколько иной. Формально Конституция освободила исполнительную власть от избыточного давления популизма. Возможности Федерального Собрания РФ вмешиваться в экономическую политику были заметно ограничены и, одновременно, новый депутатский корпус, как казалось, мог стать естественным политическим посредником во взаимоотношениях исполнительной власти и бизнеса. Однако вскоре выяснилось, что всего этого недостаточно. Весь названный комплекс политических факторов подвел правительство к последней попытке подавления инфляции - попытке, которая была успешно завершена в 1996 году. Эту фазу борьбы с инфляцией, которая велась на базе новой Конституции, отличает ряд важных особенностей политического, экономического и правового характера. Во-первых, параллельная кодификация отечественного права. Ключевым моментом этого явилось принятие первой (1994) и второй (1995) частей нового Гражданского кодекса, названного многими либеральными экономистами и юристами "новой конституцией хозяйственной жизни". Во-вторых, сохранение нерегулированности, точнее слабой урегулированности отношений собственности, что значительно ослабляло весь курс экономической политики и одновременно достаточно четко предопределяло основное направление развития правового процесса. Периодически принимавшиеся на эту тему постановления Правительства не могли, естественно, сыграть сколько-нибудь существенную роль, поскольку противодействие законодателей было более чем очевидно, а этот фактор практически полностью нейтрализовывал возможное позитивное воздействие правительственных документов. К тому же зарубежные инвесторы в принципе привыкли отдавать предпочтение законодательству перед подзаконными актами. В-третьих, получил приращение комплекс правовых актов общеэкономического характера и, прежде всего, о Центральном банке, о банках и банковской деятельности, о регулировании естественных монополий. В-четвертых, процессы макроэкономической стабилизации в значительной мере совпали с выборными кампаниями - сначала, парламентской (1995), а потом и президентской (1996). Это могло внести в нормотворческую деятельность значительную дозу популизма - как непосредственно, так и потенциально, в части ожиданий экономическими агентами от политиков популистских всплесков разного рода. Правда, на практике такое воздействие политики на экономику оказалось минимальным и проявилось преимущественно в обилии подзаконных нормативных актов-обещаний, многие из которых или заведомо не предназначались для реализации, или же были отменены вскоре после выборов. Конечно, такое отношение к нормативным актам не добавляет социально-экономической системе устойчивости, однако в подобных шагах нельзя не видеть попытки психологического смягчения социальной напряженности без принятия разрушительных для макроэкономической ситуации мер собственно экономического популизма. Таким образом, на протяжении 1994-1996 годов были сформированы некоторые базовые политические, социальные и правовые предпосылки дальнейшего развития экономической реформы. Процесс законотворчества протекал не при тесном сотрудничестве исполнительной и законодательной власти, а при их остром противоборстве. Последнее, естественно, оказывало негативное влияние как на качество принимаемых документов, так и на принципиальную способность ветвей власти выработать согласованную позицию. Также этот период был ознаменован проникновением корпоративного бизнеса в государственную власть.

26.04.1997
Из выступления на научно-практической конференции "Современная экономическая политика: взгляд изнутри" (Москва, 26.04.1997)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован