03 ноября 2000
1231

Александр Гусев: Новый крупный российский бизнес хоть и является политической элитой страны, но в глазах общества он не выполняет возложенные на него государством социальные обязанности

Уважаемые коллеги!
Механизм сращивания бизнеса с государством предполагают два экономических условия: мобилизацию гигантских нелегальных финансовых ресурсов и наличие четко отработанной системы частичного перераспределения доходов между корпорациями и властными структурами. Это означает генетически присущую данной системе не конъюнктурную, но долгосрочную неспособность решить проблемы социального финансирования и инвестиционного голода, т.е самовоспроизводство хронического бюджетного и инвестиционного кризиса, самовоспроизводство паралича власти в отношении крупнейших корпораций федерального и регионального значения, а также наличие крупных финансовых ресурсов для принятия правовых и политических решений, т.е. самовоспроизводство политико-правовой системы, обслуживающей этот механизм. Последнее положение является принципиальным, т.к. проблема дуализма российской демократической системы с исследовательской точки зрения принципиально важна. С одной стороны, в рамках описанной системы существуют реальные и очевидные ограничения для действительно демократических процедур. При столкновении противоборствующих интересов это лишь вопрос цены и уровня властной поддержки. Не менее существен принцип универсальности взаимоотношений корпораций с властью: политические оттенки не важны, важен принцип сотрудничества или невмешательства на договорной основе. Таким образом, напрашивается вывод о том, что данная система может быть разрушена только радикальным насильственным вмешательством. Ведь для изменения этой структуры эволюционным (законодательным) путем необходима политическая воля, очищенная от финансовой заинтересованности или принадлежности к той или иной контролирующей группе. Во-первых, слабая действенность других способов разрешения противоречий между различными противоборствующими группами внутри власти. Неформальная арбитражная функция государственных чиновников любого ранга носит ограниченный характер, равно как и их свобода кадрового маневра. Борьба идет за контроль не только над теми или иными ведомствами, но и над собственностью, в частности, "уведенной" из-под контроля государства в частные коммерческие структуры. Во-вторых, отсутствие негативной реакции большей части общества на политизированность власти и бизнеса. В этом российское общество принципиально отличается от западного и восточного. Новый крупный российский бизнес хоть и является политической элитой страны, но в глазах общества он не выполняет возложенные на него государством социальные обязанности, поэтому общество признает за властью право на применение в отношении него весьма жестких мер.


03.11.2000
Из выступления на научно-практической конференции "Новые проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в России" (Москва, 03.11.2000)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован