23 ноября 2003
927

Александр Гусев: Участие политических партий в законодательных органах власти субъектов РФ

Уважаемые коллеги!
Все случаи успешного участия в региональных выборах избирательных блоков в региональных выборах делятся на две группы, за исключением четырех регионов со смешанной системой. Это кандидаты "КПРФ" и созданных вокруг "КПРФ" блоков, часто имеющие минимальное собственное политическое лицо. Голосовали не за них персонально, а за стоящий за ними политический брэнд, т.е. имело место преимущественно идеологическое голосование. Подобные победы даже при фактическом отсутствии самой агитационной кампании наблюдались в регионах "красного" пояса в выборах первого и частично второго электорального цикла. К настоящему времени ресурс подобного голосования за кандидатов "КПРФ" иссяк и даже кандидату-коммунисту для победы, как правило, требуется профессиональная избирательная компания и создание собственного предвыборного образа. Вторая группа успешного участия в региональных мажоритарных выборах избирательных блоков связано с созданием блоков во главе с региональными харизматическими лидерами, чаще всего таковым является руководитель региона, реже - главный оппозиционер, претендующий на власть, когда все иные кандидаты блока выступают как "друзья-соратники" лидера, которые обеспечат его политический курс и его власть. В этом случае личность кандидата также имеет минимальное значение, т.к. люди предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, для многих и без того проходных кандидатов перспектива войти в такой блок оказывается вполне заманчивой: минимизация затрат на собственную кампанию, гарантирование результата. Примерами таких "именных блоков" могут быть как различные модификации блоков А. Тулеева в Кузбассе, так и "списки Лужкова" (неформальные, но публичные) в Москве, "губернаторский список" и Блок Юрия Болдырева в Санкт-Петербурге в 1998 году, движение "Отечество" Николая Кондратенко в Краснодарском крае. Характерной чертой подобных образований является их полная беспринципность. В них могут одновременно входить коммунисты и представители "Единства" ("Единой России"), как это было на выборах в Кемеровской и Воронежской областях. Следует оговориться, что термин "именной блок" несколько условен. Наличие имени лидера в названии блока не является обязательным условием для именного блока. Наиболее яркие примеры этого - блок "Наши!" в Красноярском крае - в 2001 году, который откровенно был блоком А. Усса, председателя Законодательного Собрания, считавшегося в тот момент наиболее вероятным претендентом на пост губернатора края, а также блоки: "Наш дом - наш город" и "Единство и Отечество" мэра Екатеринбурга и претендента на пост губернатора Свердловской области А. Чернецкого, или блок "Служу Кузбассу", являвшийся блоком губернатора области А. Тулеева на выборах 2003 года. Все иные случаи успешного участия в региональных выборах партий и блоков как правило довольно скромны, максимально они проводят несколько депутатов, а чаще всего не более одной-двух от той или иной партии. Встречаются случаи, когда в регионах не только сохраняют регистрацию и действуют, но даже проводят кандидатов в депутаты региональные отделения уже не существующих федеральных партий. Процесс ликвидации региональных отделений прекратившей существование федеральной партии, как правило, очень длителен и региональные управления юстиции занимаются им "спустя рукава". Так, в Верховный Совет Хакасии в 2000 году был избран депутат, выдвинутый от регионального отделения "ПРЕС", которая исчезла на федеральном уровне после полного провала на парламентских выборах 1995 года. Еще в ряде регионов в выборах неудачно участвовали или пытались участвовать региональные отделения партий реально прекратившие свое существование. Фактически в выборах участвовала сохранившаяся печать регионального отделения. Согласно официальным данным, указанным в избирательном бюллетене в Читинской области в областную Думу избран депутат Р. Нифтиев, который в бюллетене именовался членом КПСС. При этом СКП-КПСС была не зарегистрирована. Де-факто это не отдельная организация, а союз компартий. Так что даже в принципе быть членом СКП-КПСС невозможно. Ее члены - это организации. Можно быть членом ее выборных органов, но не самой партии. Справедливости ради необходимо отметить и "технический эффект": до 1998-1999 годов правом выдвижения кандидатов обладали многие общественные организации, к настоящему времени утратившие политические права. Таким образом, за счет выдвижения от таких очевидно неполитических по духу организаций, как "Совет женщин" в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Хакасии, Якутии, Иркутской, Орловской и Ульяновской областях, "Краевая организация ветеранов войн, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов" в Красноярском крае, "Российский фонд ветеранов войны в Афганистане" в Курской области, "Союз офицеров запаса" в Саратовской области, "Союз работников ЖКХ" в Вологодской области, "Комитет солдатских матерей" в Еврейской АО, "Общество защиты прав потребителей" в Калужской области, организация пенсионеров "Алая заря" в Новосибирской области, "Фонд социальной защиты инвалидов", "Совет молодежных организаций", "Исполком Всемирного Конгресса Татар" в Татарстане, "Республиканский центр поддержки самоуправления" в Удмуртии показатели заявленной партийности в эти годы в ряде регионов искусственно завышались. Многие депутаты, избранные от этих общественных организаций, после 1998-1999 годы позиционировали себя или как независимые, или вступали в имеющие политические права общественные политические организации.

Из выступления на научно-практической конференции "Избирательных технологии на российском политическом пространстве" (Тула, 23.11.2003)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован