13 декабря 2006
2102

Александр Клыканов: `Устав Астраханской области: слово за избирателями`

В повестке дня очередного заседания Государственной Думы Астраханской области, которое состоялось 7 декабря, значилось 12 вопросов. Важнейший среди них - первое чтение Устава Астраханской области, новую редакцию которого на рассмотрение законодателей предложил Губернатор. Рассказать о документах, принятых Думой, о ходе обсуждения вопросов мы попросили председателя Думы А.Б. Клыканова.

- Необходимость принятия основного закона области в новой редакции обусловлена вступлением в силу ряда федеральных нормативных правовых актов. Изменились принципы организации региональных законодательных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, бюджетное и налоговое законодательство. Произошло перераспределение предметов ведения и полномочий федерации и регионов. Многие вопросы федеральное законодательство вывело за пределы правового регулирования региональных законодателей. Возникла необходимость привести основной закон Астраханской области в соответствие с нормами федерального права. Именно поэтому в ходе предварительного обсуждения вопросов в комитетах депутаты высказывались за скорейшее принятие Устава в новой редакции.

- Чем она отличается от прежней?

- Новый основной закон Астраханской области будет более компактным, универсальным и, я бы сказал, более простым для понимания. Исключены нормы, которые дублируют положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов. В Уставе предельно четко разграничены полномочия региональных органов власти: законодательной и исполнительной.

Закреплена норма, согласно которой в Государственной Думе Астраханской области на профессиональной постоянной основе могут работать не более 19 депутатов. В ходе обсуждения Устава высказывалось другое мнение, о повышении этого числа до 38, но большинство депутатов его не поддержало.

Больше конкретики, меньше норм, которые носят общий, декларативный характер. Вот что отличает новую редакцию Устава Астраханской области.

- Первое чтение областной конституции позади. Что дальше?

- Устав будет опубликован для широкого обсуждения. Теперь в него могут вносить поправки, дополнения не только депутаты, Губернатор, другие, выражаясь языком официальных документов, субъекты права законодательной инициативы, но и граждане. Устав - основной закон Астраханской области. Все остальные региональные нормативные правовые акты должны соответствовать ему. Устав определяет статус Астраханской области, систему региональных органов государственной власти, общие принципы организации местного самоуправления, систему областного законодательства, административное устройство и экономическую основу Астраханской области. Широкое обсуждение этого документа дает возможность избирателям напрямую участвовать в его создании. Депутаты Государственной Думы Астраханской области приняли Устав в первом чтении. Теперь - слово за избирателями.

- Вторая важная тема - бюджет. Дума приняла его сразу во втором и третьем чтениях. Расскажите подробней об этом документе. В чем особенности текущего финансового состояния области, что ожидает астраханцев в 2007 году?

- Бюджет принят с максимально возможным дифицитом - 15 процентов, что составляет 1 млрд. 422 млн. рублей. Положение с обеспеченностью финансовыми средствами области очень сложное. Сложное оно не потому, что не растет экономический потенциал Астраханской области или мы плохо собираем налоги. Нет. Экономика развивается. Собираемость налогов у нас одна из самых высоких в Российской Федерации. Но при всем этом область испытывает дефицит финансовых средств.

В подобном положении находятся и многие другие регионы Российской Федерации. Но они получают средства из федерального фонда поддержки регионов, а мы - нет. Минфин считает, что область самодостаточна в финансовом отношении. Рассчитанные по его методике налоговые ресурсы Астраханской области намного выше фактических. Этот разрыв из года в год увеличивается. В прошлом году он был 3,8 млрд. рублей, в текущем достигнет 4,8, а в 2007 году, - ожидается, 6 млрд. рублей. Это реальный дефицит, который ставит область в весьма тяжелое положение, что подтверждено результатами проверки Счетной Палаты Российской Федерации, которая проводилась совсем недавно. Как следствие - областной бюджет и бюджеты муниципальных образований принимаются и исполняются с предельным дефицитом. А ряд важных для социальной сферы и экономики региона расходов не включается в бюджет.

В ходе второго чтения поступало много предложений об увеличении расходов. Желание направить средства на развитие спорта, науки, помочь малоимущим в замене приборов учета электроэнергии понятно. Но, к сожалению, наши сегодняшние желания не совпадают с финансовыми возможностями. Острейшие проблемы испытывают муниципальные образования. Внося поправки в расходные статьи бюджета, депутаты в первую очередь учитывали этот фактор. Ведь именно на муниципальном уровне решаются многие жизненно важные проблемы астраханцев.

В ходе совместной работы с Правительством Астраханской области текст закона о бюджете ко второму чтению дополнился новой статьей, согласно которой муниципальные образования получат 100,6 млн. руб. Конечно, - мало. Но это первый шаг. И по мере исполнения областного бюджета дополнительные финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь в муниципальные образования.

В проекте постановления о бюджете нашло отражение предложение депутатов об увеличении расходов на содержание домов-интернатов, учреждений социального обслуживания населения, реабилитационных центров для несовершеннолетних, мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв в зоне Западно-Подстепных ильменей.

В бюджет 2007 года включены расходы на погашение кредиторской задолженности за жилье, построенное в сельской местности. Размер задолженности - 5,3 млн. рублей.

Депутаты настояли на включении в областной бюджет 2007 года целевой программы, направленной на решение наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований. По сути речь идет о наказах избирателей.

Подводя итог бюджетной теме, хочу сказать, что работа с федеральными структурами по решению острейшей проблемы обеспеченности Астраханской области финансовыми ресурсами велась до принятия бюджета, ведется в настоящее время и будет продолжена.

- Острой дискуссией сопровождалось обсуждение законопроектов об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих. У депутатов на руках было два законопроекта. Один предложил на рассмотрение думы Губернатор А.А. Жилкин, и второй - депутат В.В. Виноградов. Но ни один из них принят не был. Почему?

- О проблемах в оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих говорили участвовавшие в заседании Думы вице-губернатор, председатель Правительства Астраханской области К.А. Маркелов и многие другие участники дискуссии. Отмечалось, что денежное содержание следует выплачивать в соответствии с законом, действующим на всей территории Астраханской области. Тогда люди будут знать кому, в каком размере и за какие деяния оплачивается работа в органах местного самоуправления. Сейчас же это - тайна за семью печатями. Так не должно быть.

Выступавший с докладом председатель комитета по местному самоуправлению В.П. Зволинский приводил примеры непомерных финансовых аппетитов отдельных руководителей. И, как правило, именно в тех муниципальных образованиях, которые они возглавляют, налогов собирается мало. Их не хватает даже на содержание местной администрации. Какое уж тут социальное развитие, благоустройство...

- Почему же тогда законы не были приняты?

- Возражений против их принятия у депутатов не было. Наводить порядок с оплатой труда в органах местного самоуправления надо. Но в решении этих вопросов не должно быть крайностей, уравниловки. Нужен закон, который бы учитывал многие факторы, реальную сложность, интенсивность труда, квалификацию работников и самое главное - результативность их деятельности. Условия работы в разных муниципальных образованиях заметно отличаются, что тоже следует принимать во внимание. Это как раз тот случай, когда надо семь раз отмерить - один раз отрезать. Нужны четкие критерии оценки деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих. Ведь дело не за тем, чтобы сократить зарплату. Может быть, кому-то ее надо повысить. Но это надо знать. Нужно располагать детальной информацией по этому важному вопросу. Ведь, в конечном счете, зарплата должна быть не социальным пособием, а фактором, стимулирующим эффективный труд.

Итогом обсуждения законопроектов стало принятие постановления о создании согласительной комиссии. После внимательного, всестороннего изучения проблемы, консультаций со всеми заинтересованными сторонами она предложит на рассмотрение Думы согласованный проект закона.


Материал подготовлен пресс-службой Государственной Думы Астраханской области


http://duma.astranet.ru/?pred=main/infomonth/13.12.2006_1
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован