30 марта 2004
1748

Александр Косариков: `Природоохранные законы обладают огромным коррупционным потенциалом`

-- Каким, на ваш взгляд, должно быть природоохранное законодательство?

-- Цель любого законодательства и природоохранного в особенности -- создать систему кнута и пряника в отношениях с бизнесом. Нам нужна фискальная политика, связанная с негативным воздействием на окружающую среду, и поощрения за применение чистых технологий. И если в фискальных делах у нас есть громадный исторический опыт, то поощрениями за чистые технологии фактически никто не занимался.

-- Может ли Россия использовать западный опыт?

-- Мы колоссально отстаем от передового опыта развитых в экономическом отношении стран. Например, прямые платежи за загрязнение во многих странах давно не работают, но рынок разрешений или допустимых объемов загрязнения работает вовсю. На практике это действует так. Вам как предпринимателю выдали определенный объем на выброс вредных веществ. Вы с использованием новейших технологий добились того, что выбрасываете меньше. Тогда то, что вы сэкономили, вы можете продать соседу, который либо не сумел внедрить новые технологии, либо начал бешеными темпами расширять свое производство.

-- Как вы относитесь к готовящемуся в России природоохранному законодательству?

-- На мой взгляд, оба законопроекта ("О плате за негативное воздействие на окружающую среду" --Ъ), правительственный и думский, которые обсуждались на парламентских слушаниях, обладают огромным коррупционным потенциалом. Они просто вызывают страх. И неважно, что именно будет принято в итоге будет. Будут ли затраты на природоохранные мероприятия списываться на расходы предприятий, или будут просто платежи за сверхнормативный выброс, все равно возможность коррупции будет велика. Ну, на самом деле, что такое норматив? Я вам скажу, любой грамотный инспектор распишет вам этот норматив если не в десять, то в пять раз в любую сторону, и к этому не придерешься.

-- И как можно снизить возможность коррупции?

-- В прошлом созыве Думы было такое эпохальное действие -- рамочный закон о техническом регулировании. Он предполагает прекращение использования отраслевых норм, региональных норм -- все они должны быть вписаны в федеральные законы. Законы, которые будут носить характер технических регламентов. То есть наверху -- рамочный закон о техническом регулировании, потом еще ряд рамочных законов, а потом вертикаль. В том числе вертикаль по платежам, вертикаль по экологической безопасности и т. д. И там должны быть просто прописаны параметры. Закон получается не тонким, как мы привыкли, и не таким, который легко проходит через Думу, но это единственный, хотя, конечно, не идеальный способ борьбы с коррупцией. Если мы пропишем все досконально, бизнес вздохнет, он будет знать правила. Я думаю, что переход к системе технического регулирования во всем спектре природоохранной деятельности -- это благо, и прежде всего для бизнеса.





КОММЕРСАНТЪ,

Дата: 30 марта 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован