09 ноября 2004
1389

Александр Косариков, заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии: Как бы наше богатство нас и не погубило

Как известно, Совет Федерации ратифицировал Киотский протокол, разрешив тем самым многочисленные споры и сомнения. Сегодня стоит задаться вопросом: а что же дальше? Какие перемены ожидают Россию? Сможем ли мы реализовать основные требования этого документа? С этих вопросов и началась наша беседа с заместителем председателя Комитета Госдумы по экологии Александром Косариковым.

- Киотский протокол действует с 2008 по 2012 год. За эти пять лет мы можем развиваться, удваивать ВВП, увеличивать количество выбросов. Главное, что нужно сделать за это время, - подумать об эффективных энергосберегающих технологиях, об альтернативной энергетике. Ведь если мы будем продолжать держаться обеими руками за свои природные богатства, то потеряем наш шанс гармонично развиваться в рамках мирового сообщества. Наше богатство нас же и погубит. Если же мы уже сейчас начнем претворять в жизнь главные положения протокола, то сможем ликвидировать значительную часть затрат, напрямую используя механизмы, заложенные в протоколе. Приведу простой пример: я плачу за новые технологии. В результате сокращается количество выбросов. Но есть еще один плюс - на свое производство у меня уходит меньше сырья. И через некоторое время затраты на новые технологии окупаются.

- Но ведь государству все равно придется выделять деньги на реализацию Киотского протокола, на ту же самую систему контроля и прочее. Откуда деньги брать?

- На систему контроля Правительство уже выделило около шестидесяти миллионов рублей. В рамках бюджета это копейки. Конечно, на эффективную систему контроля таких средств явно не хватит, но, я думаю, тут может и должен подключиться бизнес.

- А кто будет контролировать осуществление Киотского протокола?

- Технический контроль возложен на Росгидромет. Но проблема в том, что до сих пор в российском законодательстве не существовало понятия "парниковые газы" и соответственно их выбросы никто не контролировал. Теперь придется выстраивать систему учета и контроля заново. По требованию мониторинга Киотского протокола эти функции будут осуществляться на основании соответствующих документов. Это в основном бухгалтерская работа. И бухгалтеров нам придется сначала учить, а потом платить им зарплату. На это денег точно хватит.

- А будем ли мы торговать квотами и насколько это для нас выгодно?

- По моим расчетам, можно продавать квоты по крайней мере из тех запасов, которые будем иметь к 2013 году. По приблизительным прикидкам, прибыль может составить 3 миллиарда долларов. И все же даже здесь нужно соблюдать осторожность, потому что существует опасность сбить цены на мировом рынке, как в свое время мы же сбили цену на уран. Думаю, что одним из первых проектов станет продажа квот Японии. Но, чтобы все это осуществить, необходимо прежде всего принять соответствующее законодательство, определить, что такое "парниковые газы", прописать порядок обращения с ними и решить, кто на что имеет право.

- Мы будем внедрять новые экологичные технологии, а что будут делать страны, отказавшиеся подписать соглашение, например США?

- Они, помимо того что наращивают углеводородный резерв, что видно по колебаниям цен на энергоносители, уже вовсю работают над альтернативными видами топлива. Только в разработку водородной энергетики Америка заложила 5 миллиардов долларов. Кроме этого они разрабатывают систему прямого сжигания угля без выбросов, фактически перевода угля в водород и электричество. США даже танки разрабатывают на энергосберегающих технологиях. Они ожидают дальнейшего роста цен на энергоносители и делают то же, что и мы, - пытаются слезть с нефтяной иглы.



Парламентская газета,

09.11.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован