10 февраля 2005
2851

Александр Кузьмин: Кремлевский дворец уберем, а что будет на его месте?

Ширина тротуара не может быть меньше 3 метров... Солнце должно светить в каждую квартиру не менее полутора часов в день...
Быть главным архитектором Москвы - это значит постоянно держать в голове уйму цифр, формул, нормативов, адресов, проектов и схем. Это жизнь в состоянии стресса.
Сегодня ты сносишь гостиницу "Москва", завтра восстанавливаешь сгоревший Манеж, а послезавтра проектируешь самый большой спортивный комплекс в Европе. Ты всегда на виду, всегда в центре событий.
Журналисты говорят: Александр Кузьмин знает о Москве все. Недавно в этом смогли убедиться и читатели "МК". В течение часа главный архитектор столицы отвечал на их вопросы. Кратко, четко, быстро. И при этом еще успел выкурить полпачки сигарет.

Ох, дороги...
- Проживаю в Северном округе, в проезде Черепановых. Говорят, у мэрии есть планы задействовать малое кольцо железной дороги для перевозки пассажиров. Будут ли в связи с этим сноситься какие-то дома?
- Сноситься ничего не будет. Сначала на кольце будет построено 10 платформ. Мы постараемся это сделать где-то через 1,5 года, потому что затраты небольшие: станции будут не виповские, а нормальные человеческие. Предполагается, что по МЖД будут ходить специальные поезда на дизеле, модель которых сейчас разрабатывается. В целом кольцо будет выполнять роль кольцевого метрополитена протяженностью 74 км. Согласие руководства РЖД уже получено, они как раз сейчас занимаются новым составом.
- Спасибо.

- Здравствуйте, вас беспокоит Леонид Самвелович, коренной житель Тверской-Ямской улицы. Я уже 50 лет слышу, что площадь Белорусского вокзала нужно "расшить", чтобы там не было пробок. Сколько себя помню - там всегда были заторы.
- Проект на сегодняшний день разработан. Мы постарались в отсутствие денег сделать не очень дорогой проект, обойтись без глубокого тоннеля. Выглядит это так: светофор при выезде на Тверскую-Ямскую улицу снимается, Бутырский вал уходит в "дырку", которая есть под Тверской-Ямской улицей и выходит к Белорусскому вокзалу, эта "дырка" расширяется, и с 1-й и 2-й Брестских туда напрямую идут два направления. К сожалению, при этом выезд с Лесной улицы на Тверскую-Ямскую будет только направо. Я думаю, где-то в ближайшие три года эта схема будет реализована.
- А что будет на том месте, где раньше был магазин "Пионер", а теперь пустырь?
- Там предполагается строительство офисно-гостиничного комплекса. Не волнуйтесь, высотки не будет. Общая высота комплекса будет соответствовать высоте домов на улице.

- Добрый день, Наталия. В связи со строительством Краснопресненского проспекта будут ли расширять проспект Жукова?
- Да, будут, но не целиком. Проспект Маршала Жукова будет расширяться до 4 полос в каждую сторону от улицы Народного Ополчения до Серебряного Бора. Причем сноса жилой застройки при этом мы не планируем. У Серебряного Бора новая трасса уйдет налево и по мосту, который еще предстоит построить, выйдет сначала в Крылатское, а потом через тоннель на автобан Москва-Рига.
- Спасибо большое за исчерпывающий ответ.

- Будет ли строиться дублер Варшавского шоссе по Дорожной улице?
- В ближайшие годы и десятилетия этого строительства не будет.


От Кремля до туалета
- Здравствуйте, мне очень интересна судьба "Трансвааль-парка".
- К сожалению, на этот вопрос я сегодня ответить не могу. Вы знаете, что в ближайшее время будет годовщина этой трагедии. И только после этого мы начнем выдвигать какие-то предложения по этому объекту. Тут дело осложняется еще тем, что это не городской объект, а частный, и у владельца может быть свое видение его дальнейшей судьбы. Я согласен, что оставлять "Трансвааль-парк" в том виде, в котором он находится сейчас, далее невозможно. Для жителей близлежащих домов это морально тяжело. Я думаю, что в ближайшее время мы согласуем с владельцами свои позиции по этому вопросу. Наша главная задача - не допустить, чтобы там, где пролилась кровь, появилось какое-то развлекательное заведение.

- Здравствуйте, вас беспокоит Евгений Нечаев. Немецкая слобода имеет статус охранной зоны. На каком основании здесь будет строиться огромный торговый центр?
- Действительно, около метро "Бауманская" предполагается строительство торгового центра, правда, не такого огромного, как вы говорите, а также детского театра эстрады.
- Но ведь детский театр - это прикрытие. Вы же это прекрасно понимаете.
- Не понимаю. Там действительно будет театр. По поводу этого объекта мы регулярно встречаемся с жителями двух прилегающих девятиэтажных домов. По их просьбе мы сократили объем этого комплекса, немного скорректировали его месторасположение, обязали инвестора благоустроить дворы.
- Хотелось бы, чтобы фасад соответствовал исторической застройке
- Как раз сейчас мы над этим работаем.

- Это Сергей Буйнов, москвич. Ваше личное мнение: насколько сейчас хорош архитектурный ансамбль Московского Кремля? Мне кажется, что Дворец съездов надо переносить в другое место. Вы со мной согласны?
- Здание, о котором вы сказали, конечно, не лучшее украшение для Кремля. И тем не менее я бы не спешил так резко ставить вопрос. Ведь логично возникает его продолжение: Кремлевский дворец уберем, а что будет на его месте?
- Раньше там был монастырь.
- Вы знаете, как нас критикуют за те новоделы, которые мы сооружаем в Москве? Эта проблема не ближайших лет решения.
- Может, доживем?
- Вы - наверное, я - вряд ли.

- Здравствуйте, участник войны Лев Александрович. Я хочу затронуть одну деликатную тему. Вот скажите, куда подевались стационарные общественные туалеты? Вместо них понаставили эти идиотские синие будки - холодные, с виду уродливые, тесные...
- Полностью с вами согласен. Я тоже не стройный человек и развернуться там не могу.
- В этой будке даже руки нельзя вымыть.
- Это очень серьезный и важный вопрос. Мы сейчас опять взялись за разработку схемы общественных туалетов. Но здесь вот какая беда. У города на строительство туалетов нет денег - значит, их должен кто-то построить, нужно найти инвестора. Возможно, если мы вынесем этот вопрос на конкурс, желающие найдутся. Однако нет никакой гарантии, что года через два этот туалет сначала не перепрофилируют в склад, потом еще во что-то. Как бороться с таким явлением, мы пока не знаем. Это беда общей системы приватизации в стране.

- Леонид Владимирович вас беспокоит. Уже 12 лет строится аквапарк на Аминьевском шоссе. По данным СМИ, израсходовано около 100 млн. долларов. Это так тратятся деньги налогоплательщиков?
- Это не наши с вами деньги.
- Как не наши? Это ж проект правительства Москвы.
- Ничего подобного. Это были деньги частного инвестора. У владельцев возникли сложности, насколько я знаю, сейчас идет судебный процесс. Честно говоря, мне очень жаль, что этот аквапарк не достраивается. Это очень хороший проект - последняя работа талантливого архитектора Димы Лукаева, который, к сожалению, уже ушел от нас.


Шутки инвестора
- Добрый день, это житель Солнцева. Нам сказали, что на месте нашего дома по улице Производственная, 1, будет депо для легкого метро.
- Вас обманули.

- У меня родственники живут в центре. У них в доме деревянные перекрытия. Такие дома будут сносить в ближайшее время?
- Не зная конкретного адреса, трудно сказать: ведь наличие деревянных перекрытий еще не означает, что с домом прямо сейчас будут что-то делать. Вам нужно раздобыть проект планировки управы. Для этого надо написать или на адрес самой управы или в Москомархитектуру - Триумфальная площадь, 1.

- Здравствуйте, журналист Юрий Александрович Андриотти. Меня интересует судьба девятиэтажек по Севастопольскому проспекту, 30-38. Слух гуляет, что их могут снести.
- Я об этом не слышал. У нас есть всего 3 случая сноса 9-этажек: два дома на Рабочей улице в районе Таганки и один - на бульваре Карбышева. Других проектов со сносом 9-этажек в Москве просто не существует.

- Это Юля, живу в 3-этажном доме 1957 года постройки. Нас собираются надстраивать на 7 этажей без выселения жильцов.
- Не верьте - это невозможно. 3-этажные дома 7-этажными не надстраиваются - это злые шутки инвестора.

- Скажите, пожалуйста, на пересечении проезда Серебряковой и проезда Нансена будет строиться 37-этажный небоскреб?
- Да, проект утвержден.
- Этот небоскреб - 102 метра высотой, значит, близлежащие дома останутся без света. А ведь по нормативам солнце должно непрерывно светить в окна 3 часа.
- Давайте уточним. По нормативам не 3 часа, а 1,5 часа. Если бы это условие, которое действительно существует, не было выполнено, экспертиза никогда не пропустила бы этот проект. Так что не волнуйтесь. Все у вас будет хорошо.


Точно, как в аптеке
- Подскажите, пожалуйста, есть ли в Москве норма, по которой каждая улица должна иметь тротуар с двух сторон?
- Есть. Но, к сожалению, это пока только городская норма. Если вы житель Подмосковья, то там таких требований нет.
- А размеры прохода?
- Минимально - 3 метра. Если кто-то в районе вашего дома будет делать открытое кафе около магазина и оставит проход меньше 3 метров, смело вызывайте соответствующие службы.
- Спасибо.

- Меня зовут Екатерина. Скажите, имеет ли право товарищество собственников жилья закрывать проход через территорию своего участка? Раньше мы ходили на работу напрямую, а теперь там все огородили.
- К сожалению, должен вас огорчить. Если ТСЖ оформило землю на себя, оно имеет право огородить свою территорию. Правда, при этом поблизости должны сохраняться общественно значимые пространства, то есть проходы. Поэтому надо конкретно посмотреть этот участок и ответить на ваш вопрос. Если можно, более точный адрес.
- Не могу вам сказать, потому что не знаю, как эта улица называется. От Водного стадиона надо идти к Университету гражданской авиации.
- Я себя немножко почувствовал Ванькой Жуковым.

- Здравствуйте, меня зовут Ирина Демьяновна, я коренная москвичка. 30 лет прожила на Покровских Воротах, теперь в Выхине. Несмотря на свой возраст, а мне уже под 80, я часто выбираюсь в Москву погулять. Последнее время город так изменился, стал таким красивым...
- Какой у вас вопрос, Ирина Демьяновна?
- Никаких вопросов у меня нет. Просто хотела вас поблагодарить. Спасибо вам за вашу работу, за Москву...

- Я хотел насчет гаражей спросить. Почему нельзя во всех новых домах, а не только в элитных, строить подземные гаражи?
- Потому что в муниципальных домах квартиры даются очередникам бесплатно. А если у человека нет денег на жилье, то откуда же у него возьмутся 20 тысяч долларов на гараж?
- Какой процент домов строится с подвальными гаражами?
- Сейчас около 40%, не больше. В остальных случаях мы стараемся поблизости от новостройки разместить отдельно стоящие гаражи.


Московский Комсомолец
от 10.02.2005
Подготовила Елена ЕГОРОВА.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован