06 октября 2004
2682

Александр ЛИВШИЦ: ЭХ, ДОРОГИ...

Дураки есть повсюду. Плохие дороги - не везде. В России, увы, такие. До сих пор.

Вообще-то сеть у нас густая. Протяженная. Да вот качество скверное. 0,7% - такова доля дорог первой категории. Около 4 тыс. км. Для Люксембурга не хватит. А тут ведь Россия...

Подавляющая часть дорог - четвертой категории. Это уже что-то другое. Пути передвижения. Естественные трассы для экстремального туризма. Видел такие и в Европе. Правда, искусственные. Специально прокладывают. Чтобы на джипах прыгать...

В 90-е годы существовали дорожные фонды. Федеральный и региональные. С конторами, начальниками. Специальным законом. Кормились налогом на пользователей автодорог. Акцизом на ГСМ. Другими поступлениями. И был толк. Вводили за год примерно по 10 тыс. км.

Воровали? Вполне возможно. Бюджетные деньги + подряды на строительство - классическая формула казнокрадства. Не только в России. В любой стране мира. Опровергнуть пока не удалось. Никому и нигде.

Потом все это реформировали. То есть ликвидировали. Финансирование съехало вниз. С 3% ВВП до 1,5%. А строительство упало до 3 тыс. км в год. Центр кое-как справляется. Хотя бы с ремонтом федеральных трасс. А вот регионы...

Средств хронически не хватает. Постоянные источники финансирования отсутствуют. Пробавляются кто чем может. Где-то хорошо идет акциз на ГСМ. А в большинстве регионов вытаскивают долги. У нерадивых плательщиков. По старым, уже отмененным налогам. Их и пускают на дороги.

Сейчас в регионах страда. Не деревенская. Городская. Добывают деньги для бывших льготников. А также средства на отопительный сезон. Все остальное - как получится. Региональные дороги, понятно, задвинут. В хвост очереди. Что с ними будет - непонятно.

Это я не к тому, что пора разворачивать назад. Кепку надел - выходи за дверь. Не суетись. Дело в другом: затеяли реформу - доведите до конца. Как раз этого и не сделали.

Что имеем? Только федеральную целевую программу (ФЦП). Отдельные решения правительства. Региональных властей. Закона нет. Зато есть проблемы. И все подвешены.

Полная неясность с муниципальными дорогами. Кто за них отвечает, откуда брать деньги и т.д. А ведь это родные проселки. По ним вся Россия ездит.

Не отрегулированы вопросы землеотвода. Инфраструктуры. Финансирования. Распределения полномочий по уровням власти. Точно неизвестно даже, сколько у нас дорог и какой они длины...

Целевая программа - штука неплохая. Но только если есть механизм выполнения. Без него ФЦП - стопка бумаг. Пригодная лишь для изъятия денег из бюджета. После чего начинаются траты. Зачастую малоэффективные. А порой и бестолковые. Судя по всему, с дорогами вышло именно так.

Отдельно - о платных магистралях. Пока их нет. Одни разговоры. О будущем законе, негосударственном дорожном фонде, привлечении инвесторов и прочих приятных вещах.

Дело, конечно, новое. Накладное. Хлопотное. Но и плюсов немало. Главный - можно будет облагать иностранцев. Налог с них не возьмешь. Что досадно. Тогда пусть платят за транзит. На радость инвесторам. Бюджету. Ведь деньги подойдут приличные. Широка страна моя родная. Не объедешь.

Автолюбители осерчают? Не думаю. Время нынче такое. Рыночное. Все продается. И скорость тоже. Хочешь побыстрее - купи билет. Торопиться некуда - езжай бесплатно. Параллельно автобану.

Замечу: плата за дорогу справедливее налога. Ибо берут не со всех. А только с тех, кто за рулем.

Дорогам надо повысить статус. Чтобы был не ниже, чем у пенсионной системы или ипотеки. Потребуется специальный закон. Качественная федеральная программа. С полноценным финансированием (не меньше 2,5% ВВП). И добротной организацией.

Путь проторен. По нему прошли США, Германия, Япония. Хотя у них дороги и без того были хорошими. Там езда - удовольствие. Здесь - по-прежнему беда. Там продолжают инвестировать. Здесь продолжают чего-то ждать. Чудно, ей-богу.

Пора шевелиться. Иначе ВВП удвоим. А перевезти его не сумеем. Поскольку вместо дорог - бездорожье. Пыль. Да туман.

Александр ЛИВШИЦ
06.10.04

http://www.izvestia.ru/http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован