29 мая 2008
2508

Александр Назаров: `Образование перешло в третий класс`

Одно из самых затратных и важных направлений национального проекта "Образование" - "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", на которое за два года выделено 30,2 млрд рублей из федерального бюджета.

Прошло два года напряжённой работы по реализации инициированных Президентом Российской Федерации приоритетных национальных проектов. Можно подвести предварительные итоги, оценить, что сделано, что получилось, проанализировать ошибки и недоработки, предостеречь
от их повторения в дальнейшем.
Один из проектов, приоритетный национальный проект "Образование", стал катализатором системных изменений в образовании. Реализация национального проекта в 2006-2007 годах позволила ускорить формирование правового фундамента современного образования. Кроме того, и это очень важно, нацпроект привлек внимание к проблемам отрасли как органов государственной власти всех уровней, так и общественности.
Всего на реализацию национального проекта в 2006 и 2007 годах из федерального бюджета было направлено 77,9 млрд рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 44,7 млрд рублей, или в среднем по 5 тыс. рублей на одного школьника и студента в год. Одно из самых затратных и важных направлений национального проекта - "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", на которое за два года выделено 30,2 млрд рублей из федерального бюджета. Реализация этого направления национального проекта стимулировала инновационную активность и выявила опыт передовых методов преподавания, применения современных информационных образовательных технологий, целевые ориентиры развития образования, позволила расширить инновационные технологии в образовательном процессе.
Нацпроектом оказывается государственная поддержка 57 вузам, внедряющим инновационные образовательные программы, с объемом их финансирования из федерального бюджета в сумме 20 млрд рублей, а также и за счет средств софинансирования (около 30 процентов от этой суммы).
В 2006 и 2007 годах оказана государственная поддержка 6 тыс. общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и победивших в конкурсе, с объемом финансирования из средств федерального бюджета в сумме 6 млрд рублей, то есть по 1 млн рублей каждой школе. Кроме того, в ряде территорий передовым общеобразовательным учреждениям была оказана поддержка из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
В рамках государственной поддержки талантливой молодежи Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. No325 установлено ежегодное присуждение 5350 премий в размере 60 тыс. рублей и 30 тыс. рублей каждая. На эти цели федеральными законами о федеральном бюджете на 2006 и 2007 годы выделялось по 200 млн рублей.
Всего за два года победители и призеры международных, всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий среди талантливой молодежи получили гранты в размере 60 тыс. рублей 2500 человек, в размере 30 тыс. рублей - 8200 человек.
За два года за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования 20 тыс. лучшим учителям были выданы денежные поощрения в размере по 100 тыс. рублей. В ряде регионов лучшим учителям также выдавались денежные премии из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Кабинеты лучших учителей оснащались современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
Однако не во всех субъектах Российской Федерации выплаты были произведены к Дню учителя.
Одним из мероприятий по созданию необходимых элементов новой модели образования, повышению его качества, развитию технической основы современных информационных образовательных технологий является подключение школ к Интернету, обеспечение трафика. За два года подключены к Интернету и обеспечены трафиком все общеобразовательные учреждения (52 322 школы, из них городских - 15 640, сельских - 36 682) за счет выделенных на эти цели из федерального бюджета 5,5 млрд рублей.
В целях повышения уровня воспитательной работы в школах введена выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в размере 1 000 рублей более чем 800 тыс. педагогов. Для этого в федеральном бюджете на 2006 и 2007 годы было выделено по 12,2 млрд рублей.
Однако неотработанная система четкого взаимодействия регионов с Рособразованием по предоставлению информации о потребности в финансировании вознаграждения за классное руководство привела к избыточному финансированию данного мероприятия в 2006 и 2007 годах. На устранение этого недостатка Рособразованию необходимо обратить внимание в 2008 году.
Одним из важнейших направлений нацпроекта является проведение модернизации общего образования. Модернизация, в частности, предусматривает рост заработной платы педагогических работников за счет введения новых систем оплаты труда; повышение эффективности расходования бюджетных средств, введение нормативного подушевого финансирования; повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой системы оценки качества образования; обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.
По результатам конкурса в 2007 году государственную поддержку получил 21 субъект Российской Федерации и в 2008 году - еще 10 регионов. Поступающая информация с мест свидетельствует о том, что в ходе проведения модернизации образования обнадеживающе растет заработная плата преподавателей школ. Например, в городах Дубне и Звенигороде Московской области заработная плата учителей в результате введения новых условий оплаты труда возросла в 1,6 раза в январе 2008 года по сравнению с сентябрем 2007 года.
В то же время мониторинг хода реализации этого мероприятия показал, что в ряде регионов не были приняты положения о введении новой системы оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование не в полной мере доведено до уровня отдельных школ, медленно идет реструктуризация сети общеобразовательных учреждений. Следует отметить, что методика нормативного подушевого финансирования не учитывает такие составляющие процесса обучения, как обеспечение питанием детей, создание условий для поддержания здоровья учащихся и многое другое.
Особого внимания при модернизации образования, при которой проводятся мероприятия по оптимизации расходов и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, заслуживает положение сельских школ, темп сокращения которых увеличивается. При этом необходимо учесть, что Минобрнауки России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти не имеют программы развития образования на селе.
Вопросы развития сельской школы необходимо решать в комплексе с вопросами возрождения села, развития всего агропромышленного комплекса, его социально-культурной сферы, а также повышением уровня нравственности, культуры, сохранением традиций сельского населения как основы современной демографической политики. При этом необходимо учитывать, что проблема сельских школ - это проблема не только образовательного ведомства, а межведомственная, которая должна решаться интеграцией усилий государственных, общественных, коммерческих структур, объединением достижений науки и практики в реформировании и помощи сельской школе.
На всех уровнях власти - от Правительства Российской Федерации до муниципалитетов - в 2008 году и последующие годы необходимо координировать мероприятия приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения и доступного жилья, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", а также программ развития муниципалитетов и регионов, определить стратегию сохранения сельских школ, направленную на превращение сельской школы в фактор социального развития села.
Проведенные Счетной палатой Российской Федерации проверки, мониторинг и их анализ показали, что, несмотря на достигнутые в процессе реализации проекта значительные результаты, многие насущные проблемы системы образования по-прежнему требуют принятия действенных мер, в том числе и в рамках реализации нацпроекта в 2008 году и последующие годы.
Общей проблемой реализации проекта стало отсутствие скоординированной системы контроля. Проверкой проекта занимаются практически все контролирующие органы. При этом отчетная и конкурсная документации носят громоздкий характер, формы представления информации не унифицированы. Не разработаны единые индикаторы результативности национального проекта, позволяющие оценить его эффективность в целом. Разработанные индикаторы результативности (эффективности) для каждого из направлений проекта носят специфический (индивидуальный) характер и зафиксированы в инновационной программе каждого учреждения-победителя в виде результата реализации программы.
В 2008-м и в последующие годы следует уделять больше внимания вопросам обобщения и распространения выявленного в ходе реализации проекта опыта работы образовательных учреждений и учителей. К сожалению, выделение средств федерального бюджета в рамках данного проекта на распространение опыта передовых образовательных учреждений не предусмотрено. Учреждения - победители конкурсов образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, могут позволить себе перенять опыт других передовых образовательных учреждений за счет полученной государственной поддержки. У остальных образовательных учреждений таких возможностей нет.
В 2007 году в нацпроект Правительством Российской Федерации было вовлечено еще два звена системы образования - начальное профессиональное и среднее профессиональное. Однако вне реализации проекта остались дошкольные образовательные учреждения и учреждения профессиональной ориентации учащихся, государственную поддержку которым могли бы осуществлять субъекты Российской Федерации.

Александр НАЗАРОВ аудитор Счетной палаты Российской Федерации
29 Май 2008
http://www.pnp.ru/chapters/society/society_6518.html?template=25
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован