06 мая 2004
3436

Александр САРЫЧЕВ: `Без денег реформы буксуют`.

Экс-глава Сургутского района Александр Сарычев вот уже четыре месяца - депутат Госдумы. У законодателей нет головной боли, как починить крышу или построить поселковую школу. Мыслят в масштабах государства. Зато им не ведомы и те эмоции, которые испытал "хозяйственник" Александр Сарычев в кресле главы Сургутского района. "Я люблю видеть результаты своего труда - отремонтированные дороги, новые дома. Словом, вполне конкретные решения проблем земляков, то, что можно увидеть". Результаты нынешней деятельности Александр Сарычев увидит нескоро. В Госдуме он работает в комитете по местному самоуправлению...
- Александр Викторович, задуманная администрацией президента реформа местного самоуправления круто меняет устройство жизни в городах и поселках. Она вызывает неоднозначную реакцию в регионах.
- Не все в ней понятно и самим законодателям. Я вам больше скажу: недавно правительство разработало рекомендации по реализации закона о местном самоуправлении, закрепив их постановлением No 307. И тут же последовал комментарий правительственных чиновников: "Вы эти рекомендации изучайте, но имейте в виду, что они сырые. Будут корректировки".
- Закон об общих принципах организации местного самоуправления был принят тогда, когда вы еще возглавляли район. Какой была ваша реакция?
- Я понимал, что придется многое менять. Как вы знаете, реформа предполагает двухуровневую модель устройства: первый уровень - городские и сельские поселения. Второй - муниципальные районы. Согласно закону статус самостоятельных муниципальных образований получают населенные пункты с численностью населения свыше одной тысячи человек. Значит, мы должны еще и перекроить территорию. Не могу сказать, что я обрадовался нововведениям. И главным образом потому, что не знал, как меняются бюджетные отношения, как будут финансироваться те или иные полномочия. И эта проблема волнует все регионы. К нам в Госдуму приезжают главы муниципальных образований со всей России за разъяснениями. Но на сегодняшний день мы можем только аккумулировать их предложения. Как выяснилось, чтобы реформа местного самоуправления получилась, необходимо еще внести 170 проектов федеральных законов.
Правительство обещало это сделать еще в феврале, но не внесло свои законопроекты и в апреле. Рассчитываем, что в мае мы все же приступим к их рассмотрению.
- Поскольку не законодатели были инициаторами реформы, вам, очевидно, остается лишь ждать дальнейших предложений от правительства?
- Мы не ждем. Наш комитет постоянно участвует в "круглых столах", в семинарах по этой тематике. В Москве прошел Конгресс муниципальных образований России, в Петрозаводске - координационный совет муниципальных образований. Проблемы, связанные с местным самоуправлением, широко обсуждаются, и вносятся коррективы. На последнем заседании Комитета по местному самоуправлению Госдумы депутаты, например, предложили оставлять налог на прибыль и налог на имущество муниципальным образованиям. Без денег даже самая хорошая реформа буксует.
Правительство нас убеждает: если, к примеру, у сельского населения не хватает денег, чтобы в полной мере осуществить свои полномочия, достаточно обратиться в так называемый "фонд выравнивания", который создается на уровне муниципального района. Тот же, в свою очередь, при аналогичной ситуации должен обратиться в фонд выравнивания субъекта Федерации. Возникает вопрос: не лучше ли оставить на территории, условно говоря, не 30 процентов налога на землю, а 50. Зачем создавать ситуацию, когда приходится просить, уговаривать вышестоящую структуру?
- Как идет подготовка к реформе в субъектах Федерации?
- Именно на регионы ложится основная нагрузка по реализации реформы местного самоуправления. Сразу же после принятия закона об общих принципах местного самоуправления в 2003 году губернатор нашего округа Александр Филипенко дал задание произвести все экономические расчеты и рассмотреть возможные варианты возникновения новых муниципальных образований.
Субъекты Федерации еще до начала действия этого закона должны определить границы муниципальных образований. Эта сложная и ответственная работа. В результате ее в нашем округе могут появиться вместо 22 около 100 муниципальных образований. Эти перемены осложняются продолжающимся процессом централизации налоговых поступлений. Как известно, раньше 20 процентов налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) оставались в округе, скоро нам оставят лишь 5 процентов. Расчеты показывают, что три субъекта Федерации - Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область теряют из-за перераспределения НДПИ в пользу центра 50 млрд рублей. И вот на этом не самом благоприятном фоне придется осуществлять еще и реформу местного самоуправления.
- Вы вошли в межфракционную группу "Север России", которая призвана защищать интересы северян. Группа уже сформулировала для себя первоочередные задачи?
- Депутаты от северных территорий хорошо представляют проблемы своих земляков. Нам важно, в первую очередь, сохранить так называемые северные надбавки. В самом начале работы Думы четвертого созыва депутаты приняли обращение к правительству Касьянова на этот счет. Сейчас кабинет министров сменился, но мы готовы задать свои вопросы и новому составу правительства. Положение северян не должно ухудшаться в результате любых реформ.
На выборах в Госдуму я обещал своим избирателям способствовать принятию новых законов в части решения их жилищных проблем. У нас 60 процентов северян живут в деревянных, ветхих или "фенольных" домах. Каждая семья должна получить возможность взять льготный кредит на 20-25 лет, чтобы жить в нормальных условиях. Так считают и мои коллеги по нижней палате парламента. Не случайно сейчас идет активная работа в этом направлении в Госдуме.
- Вашим землякам будет интересно узнать, как сам Александр Сарычев решил квартирный вопрос в Москве.
- Я с декабря жил в гостинице "Россия". Не очень удобно и, признаться, дорого жить в гостинице. Две недели назад переселился в двухкомнатную служебную квартиру. Как только я сложу с себя депутатские полномочия, квартиру обязан освободить. Если раньше квартплату за депутатов вносила Госдума, теперь - из собственной зарплаты.
Мне сказали, что за двухкомнатную квартиру буду платить тысячи четыре. Это даже больше, чем я платил в Сургуте.
- В зарплате тоже потеряли?
- Да. Зато расширился круг общения. Мне интересно понять, как построен законодательный процесс в Госдуме, как взаимодействуют депутаты с правительством. В столице другой масштаб работы. И темп жизни московский, к которому еще надо привыкнуть.



НОВОСТИ ЮГРЫ, Город: ХАНТЫ-МАНСИЙСК
Дата: 06 мая 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован