01 марта 2004
1056

Александр Шохин: Чтобы реализовать эту схему, надо менять Конституцию, американизировать ее

Александр Николаевич, эксперты ожидают, что либо сегодня, либо завтра Путин назовет фамилию нового премьера. Многие из них придерживаются той точки зрения, что председателем правительства должен быть сам Президент, а оперативное управление должны осуществлять, например, четыре первых вице-премьера. Объясняется это тем, что для проведения столь существенных преобразований, которые планируются на ближайшие четыре года, нынешняя конструкция правительства не подходит. Вы согласны с такой точкой зрения?

По ныне действующей Конституции Президент не может быть председателем правительства, в отличие от Конституции предыдущей, по которой Президент мог взять на себя функции председателя правительства. Так было, например, в течение года с ноября 1991 по декабрь 1992 года. Поэтому речь может идти лишь о конструкции так называемого технического премьера, когда Президент действительно берет на себя фактическое руководство правительством. Но российская практика такова, что любой технический премьер через некоторое время становится реальной политической фигурой, поэтому для того, чтобы реализовать эту схему, надо менять Конституцию, американизировать ее.
Что касается оперативного управления через четырех первых вице-премьеров, то это расходится с идеями административной реформы, которую озвучивал, в том числе, президент Путин. Скорее всего, надо вести речь о сокращении числа вице-премьеров до не более чем двух, а лучше до одного, замещающего премьера в его отсутствие. И такая конструкция предполагает усиление роли премьер-министра. Касьянов не стал в свое время лоббировать этот сценарий, чтобы его не заподозрили в концентрации власти, но такая конструкция, назовем ее конструкция европейского типа, формально может быть реализована и при действующей Конституции по инициативе Президента. Но она предполагает повышение роли премьер-министра и его ответственности за проведение соответствующей политики. Если эту линию продолжать дальше и закрепить ее в положениях Конституции, то речь может идти о перераспределении полномочий между премьером - правительством в пользу усиления полномочий премьер-министра, и трансформации Президента, может быть, в символическую фигуру по типу европейских государств парламентского типа. Но в конечном итоге и американская и, условно скажем, германская модель предполагают конституционные изменения, хотя по факту они могут быть продемонстрированы в качестве цели и в рамках действующей Конституции.



1 марта 2004
http://www.shohin.ru/index.htm




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован