30 октября 2004
1002

Александр Шохин: Даже исключение из `Восьмерки` вряд ли остановит Путина в осуществлении намеченного

Александр Николаевич, 113 влиятельных западных политиков обратились с открытым письмом к лидерам Евросоюза и Северо-Атлантического альянса. В этом письме Россия критикуется за отход от демократии и возврат к авторитаризму. Кроме того, отмечается, что Россия угрожает соседям, а стратегия НАТО и Евросоюза в отношении Москвы терпит неудачу. Чем такие настроения зарубежных политиков грозят России?

Во-первых, форма таких открытых писем, подписантами которых являются бывшие и действующие главы государств и правительств, производят большой общественный резонанс, но при этом не совсем ясна технология принятия решений по итогам соответствующих обращений. В рамках Европейского Союза и НАТО есть свои технологии, в рамках общественных форумов они свои, а здесь выражено некоторое беспокойство американской и европейской общественности. Поэтому должна произойти некая трансформация обеспокоенности, какие-то решения формальных структур, будь то Совет министров Европейского Совета или Европарламент, или парламентская ассамблея Совета Европы и т.д. Оценку военно-политических угроз должен определять Совет НАТО, а вовсе не (хотя и выдающиеся) общественные деятели.

Во-вторых, если это начало некоего процесса, который может закончиться официальными решениями с формулировкой о социальных позициях соответственных структур, России придется отбиваться и не на международных форумах. Самое легкое, что может быть здесь сделано, - принятие каких-либо резолюций, призывающих Президента Путина к определенному ходу действий, которые в понимании наших западных партнеров являются демократическими, и некоторые действия по наказанию России за неправильное поведение. Самым легким наказанием является исключение России из неформальных клубов типа G-8. Нельзя исключать, что на волне избирательной компании США Буш, поддерживая общественность (в том числе, свою), может поставить вопрос о приостановке членства России в G-8. Впервые на заседание финансовой восьмерки на этой неделе в рамках общегодового собрания Всемирного банка и Валютного фонда уже приглашен Китай. Возможно некоторое размывание - восьмерка может стать семеркой, а Россия, Китай и Индия будут приглашаться на отдельные вопросы. Такая форма воздействия на Россию может оказаться самой легкой, поскольку не требует никаких процедур формального голосования, оценки соответствия уставным требованиям той или иной организации, например, Парламентской ассамблеи Совета Европы. Это может оказаться чувствительным для российской внешней политики. Вряд ли это остановит Президента Путина в проведении тех политических реформ, которые им намечены, но это осложнит ряд внешнеполитических инициатив. Позиции России в международных структурах могут оказаться под давлением со стороны Западно-Европейских и Северо-Американских партнеров.

Такие настроения за рубежом - проявление некоторой фобии, оставшейся со времен "холодной войны", или объективная оценка?

Целый ряд политиков и советологов в Кремле до конца не верили в возможность развития России по западному образцу демократии и все время пугали тем, что Россия "беременна" авторитаризмом, тоталитаризмом и т.д. Это остатки тех фобий, которые были и раньше. Я думаю, что в основном речь идет об этом направлении. Рано говорить о той конструкции государства, которая сложится, потому что пока как идеальная конструкция просматривается модель достаточно жесткой вертикали власти при либеральной экономике. Если эта модель будет реализована, и такие реформы, которые "пробуксовывали" в последнее время, пойдут более энергично, (экономические реформы, прежде всего), с одной стороны; с другой стороны, такие разъедающие общество явления как коррупция, достигшая больших масштабов по признанию Путина, будут преодолены, тогда трудно будет говорить о том, что новая конструкция является возвратом к тем механизмам политического и экономического устройства, которые существовали до революции 1991 года. Так это будет или нет, - может показать только время. Пока есть основания полагать, что большая жесткость власти может способствовать решению таких задач - и антикоррупционных, и либерализационных. По крайней мере, должна быть некая цель, стоящая за пределами собственно задачи укрепления вертикали власти, где эта вертикаль является средством, а не самоцелью. Чтобы доказать нашим западным партнерам, что это именно так, нужно в ближайшее время осуществить какие-то демонстрационные шаги и аккуратно завершить дело ЮКОСА, чтобы не подорвать доверие инвесторов и продвинуть целый ряд законов и реформ, в том числе, связанных с более четкой работой чиновничества и завершением административной реформы. Если все это будет сделано, и если на посты губернаторов Президент будет рекомендовать уважаемых людей, в том числе, найдет какой-то способ (даже не прописанный в законе) общественных консультаций при подборе кандидатов на этот пост, многие опасения будут развеяны на предмет того, что на эти посты будут назначаться лишь лояльные, но не всегда компетентные чиновники.


30 сентября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован