17 февраля 2004
526

Александр Шохин: Это намек правым, как им лучше себя вести, чтобы не оказаться за бортом

Александр Николаевич, после выборов в Госдуму Путин пообещал использовать кадровый потенциал правых. Сейчас это вылилось в назначение Владимира Лукина уполномоченным по правам человека и в возможное скорое назначение заместителем Грефа еще одного яблочника Игоря Артемьева. Предполагается, что у Кремля есть и другие планы на либералов. В частности, в Белом доме может быть создан новый госорган, в который войдут либералы, и без визы которого невозможно будет принять ни один правовой акт, препятствующий предпринимательской деятельности. С Вашей точки зрения, это долгосрочный проект Кремля или только до смены правительства после переизбрания Путина?

Я думаю, что основная конструкция правительства после президентских выборов не изменится. Несмотря на заметные кадровые изменения, тем не менее, базовая конструкция может быть примерно той же самой. Поэтому все назначения, которые будут делаться сейчас, сохранятся. Не случайно сейчас в правительстве два исполняющих обязанности министра. Это значит, что нет 100%-ной уверенности в том, что ныне исполняющие обязанности могут оказаться министрами в следующем кабинете, иначе они были бы уже назначены, поскольку Трудовой кодекс требует, чтобы после двухмесячного исполнения обязанностей принималось решение. Министры - политические назначенцы. Трудовое законодательство не вполне к ним относится, тем не менее, логично было бы предположить, что если бы Андрей Фурсенко и Рашид Нургалиев уже были назначены во внутренний кабинет Путина, не мешало бы убрать приставку "и.о.". А так, судьба, например, Минпромнауки до конца не ясна. По кадровым назначениям в МВД тоже есть варианты. Поэтому, если будут произведены назначения до выборов, например, Игорь Артемьев будет назначен заместителем министра, ответственным за антимонопольную политику, то эта позиция сохранится и после президентских выборов, не говоря уже о Владимире Лукине, который на 6 лет избран уполномоченным по правам человека, и нет механизма отзыва с этой конституционной должности.
Что касается органа по экспертизе законопроектов, то, во-первых, соответствующего закона еще нет, он только обсуждается. В частности, вчера происходило обсуждение в Центре стратегических разработок, там речь шла не об органе при правительстве, а о некоем более независимом институте, экономическом совете, под эгидой которого будет работать механизм независимой экспертизы, без которой невозможно будет принять ни один законопроект, ущемляющий права бизнеса. Идея довольно революционная, хотя во многих странах (Австралии, Мексике) такая технология используется уже достаточно давно. Естественно, что в этом органе существенное место должны занять и эксперты, и политики, которые по призванию защищают интересы бизнеса. Конечно, в первую очередь, это могут быть представители праволиберального крыла, хотя механизм отбора экспертов предполагается сделать автономным от политических пристрастий экспертов. Орган будет сформирован достаточно широко, а затем будет использоваться случайный компьютерный отбор экспертов для работы над тем или иным законопроектом. Я думаю, что кадровый потенциал правых будет использован и здесь. Я хотел бы обратить внимание, что Президент делает сейчас политически значимые назначения, больше опираясь на кадровый потенциал Яблока, нежели на СПС. С одной стороны, это может быть связано с тем, что у СПС есть свои площадки, такие как РАО ЕЭС России, где они занимают одну из ключевых позиций в российской экономике (позиция Чубайса), и поэтому назначение "яблочников" сбалансирует этот перекос в пользу СПС. С другой стороны, не исключено, что поскольку Яблоко в силу целого ряда причин, условно говоря, затихло, и не участвует в политической жизни в ближайшее время, в частности, президентских выборах, это может быть демонстрацией того, как правым надо себя вести. Хотите поработать на благо Отечества - вместо публичных баталий и обвинений (по принципу Хакамады, участвующей в избирательной кампании, когда она своим главным оппонентом выбрала Владимира Путина) работайте в конструктивном ключе, и тогда получите возможность продвигать свои идеи через достаточно значимые посты в государстве. Не исключено, что это намек правым, как им лучше позиционировать себя с тем, чтобы можно было рассчитывать на работу в исполнительной власти и в других структурах, где можно продвигать свои идеи. Поэтому я думаю, что это среднесрочная задача, которая призвана, в некотором смысле, не только привлечь кадровый потенциал правых и либералов, но и снизить их политическую активность оппозиционного толка - направить ее в русло конструктивной работы в структурах исполнительной власти или иных структурах власти. Поэтому это может быть и долгосрочным проектом, который имеет смысл и для правых. По крайней мере, правые имеют возможность продолжить деяния, которые они обозначили четыре с лишним года назад, которые коротко можно сформулировать - "Путин - наш Президент" и "Путин как Президент, способный предлагать позиции праволиберальных сил, прежде всего, в экономической политике", поскольку по политическим вопросам их точки зрения расходятся, в частности, точки зрения на свободу средств массовой информации и т.д. Такое толкование, такая интерпретация ставит вопрос несколько шире, нежели просто использование кадрового потенциала правых. По всей видимости, кадровые назначения здесь могут быть некой базой, отправной точкой для формирования обновленной политической конфигурации на следующие четыре года, где правые могут найти то или иное место: то ли место в оппозиции по типу Ирины Хакамады, то ли место во власти по типу Лукина, Артемьева и Чубайса.



17 февраля 2004
http://www.shohin.ru/index.htm




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован