14 апреля 2003
762

Александр Шохин: Это стандартная схема, против которой России возражать не придется

Александр Николаевич, лидеры Германии, Франции и России сошлись во мнении, что вопрос о списании долгов Ирака имеет право на существование и должен обсуждаться в рамках Парижского клуба. Видимо, это не то, на что рассчитывали США, ведь в рамках Парижского клуба это достаточно долгие процедуры, которые начнутся только после формирования легитимного иракского правительства. Штатам, наверное, хотелось бы договориться на двусторонней основе. Насколько для России выгодно настаивать на решении проблемы в рамках клуба кредиторов?

Думаю, что позиция трех лидеров абсолютно разумна. Дело в том, что Ирак не имел отношения к Парижскому клубу с его режимными санкциями и не обращался ни разу с просьбой о списании. А сейчас Ирак становится цивилизованным государством, и после формирования национального правительства, а я думаю, что временная американская администрация вряд ли сможет все задачи решать, кроме переходных, вполне можно ожидать обращения иракского правительства в Парижский клуб с просьбой о вступлении и списании долгов на условиях, под которые Ирак подходит.
Ирак не был получателем в широком смысле международной помощи, если не считать программы "нефть в обмен на продовольствие". В то же время, основные кредиты, которые предоставлялись, были военными. А если говорить о России, то здесь мы можем наложить ту сетку скидок, которая была применена в 1997 году при вступлении России в Парижский клуб кредиторов, на которую Россия согласилась. А именно, дисконтирование исходя из масштабов военных кредитов, чем больше военных кредитов, тем больше списание, до 80%. И связанных с платежеспособностью страны - чем ниже платежеспособность, тем больше списание. Условия 6-летней давности могут быть применены к Ираку. Если грубо накладывать эту сетку, то в лучшем для России случае списанию подлежит третья часть долгов, в худшем - 2/3. А это стандартная схема, против которой России возражать не придется, поскольку она подписалась под тем, что будет со всеми странами, с которыми Парижский клуб имеет дело, применять эти схемы.
Кроме того, за последние 5-6 лет было много инициатив, в том числе французского правительства. Например, Франция списала многим странам, своим должникам, 100% суверенной задолженности. Отсюда, коль скоро предложение обсуждалось в тройке (мы теперь все на троих соображаем), могут получиться даже более жесткие для России схемы списания, нежели могло бы быть.
Кроме того, мы не можем заручиться более продвинутыми конструкциями, которые могут быть реализованы только на двухсторонней основе, и одной из сторон должна быть администрация США. Других возможностей практически нет. Либо политическое решение о списании долгов без Парижского клуба, но в объеме от 80% до 100%, либо ожидание решения Парижского клуба. Поэтому большие надежды надо возлагать на участие российских компаний в восстановлении иракской экономики и на сохранение юридического статуса в ранее заключенных соглашениях. Но тем не менее, схема Парижского клуба получается наиболее мягкой.



14 апреля 2003
http://www.shohin.ru/index.htm





Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован