18 декабря 2002
478

Александр Шохин: Этот год правительство отработало на `четверочку`

Александр Николаевич, каковы итоги уходящего года? Что удалось сделать, а что нет? И на что можно рассчитывать в следующем году, учитывая, что он выборный?

С формальной точки зрения экономическим властям удалось практически все, что намечалось. В частности, темпы экономического роста прогнозировались на уровне 4%, инфляция почти в пределах запланированных величин - хотя она и вышла за рамки запланированных 14%, но скорее всего, не превысит 15%. Это относительное превышение не больше, чем в предыдущем году. Хотя власть очень долго доказывала, что удержит инфляцию в запланированных рамках.
Обменный курс рубля, по сравнению с запланированными величинами, сложился в пользу рубля. Так что, за редкими исключениями, в частности, касающимися инфляции, макроэкономические показатели в пределах запланированного.
Но в то же время, если оценивать качество экономического роста, то есть основания для тревоги. Не может не беспокоить резкое снижение инвестиционной активности, что может сказаться на экономическом росте в следующем году. В равной степени беспокоит традиционное увеличение инфляции к концу года, которого правительство планировало избежать с помощью равномерного распределения бюджетных расходов. Хотя, судя по всему, январский инвестиционный всплеск будет слабым.
Не удалось избавиться от зависимости роста российской экономики от нефтяных и связанных с ними газовых цен. Выражается это не только в том, что бюджет строится на прогнозах цен на нефть, но и в том, что их колебания сказываются на экономической динамике.
Ряд преобразований не удалось запустить. В частности, хотя некоторые и рассчитывают, что реформа электроэнергетики будет запущена в 2003 году, но, по-моему, ясно, что как минимум на год она отодвигается. Политические ли соображения предвыборного года здесь возобладали или неготовность отрасли к реформированию - это отдельная тема для разговора. Но факт в том, что реформа отодвинута. Не удалось, на мой взгляд, провести некоторые другие реформы, поставить четко сформулированные цели и задачи. В частности, по той же налоговой реформе правительство заявляло, что возможности снижения ставок уже исчерпаны, но было решено обсудить возможности трехлетней программы реформирования налоговой системы. То есть здесь ряд параметров должен быть определен.
В целом, правительство на "четверочку" отработало этот год.
И следующий год, если оценивать его с позиций макроэкономики, не предвещает особых трудностей и проблем. В частности, исходя из прогнозов основных аналитических центров и инвестиционных банков, рост экономики будет на уровне 4%. В следующем году инфляция, по оценке большинства экспертов, вряд ли превысит 12%, а если и превысит, то не намного, по схеме нынешнего года. До глубокой осени правительство будет уверять, что выдержит 12%-ную инфляцию, и даже будет близко к этому, но при этом к концу года может наметиться превышение. Динамика обменного курса рубля также будет выражаться в незначительном росте номинальных значений при реальном укреплении рубля, но не очень быстрыми темпами, поскольку в следующем году могут возникнуть проблемы поддержки экспортных отраслей в случае, если цены на нефть начнут падать.
Конечно, самый главный фактор неопределенности в прогнозе - это нефтяные цены. Правительство традиционно уже не первый год их оценивает в коридоре $18,5-21 за баррель и строит прогнозы, исходя из этого, но вероятность того, что цены упадут до уровня ниже $15 за баррель, крайне мала, а. $15 бюджет выдерживает без появления дефицита и без серьезных проблем для обслуживания внешнего долга. Только падение ниже создает проблему дефицита бюджета, но необходимости поиска ресурсов для выплаты внешнего долга нет - такой вариант развития событий маловероятен.
В равной степени маловероятен вариант, когда из-за ближневосточных и иракских проблем цены на нефть подскочат существенно за $25 за баррель. Но на всякий случай к такому скачку надо готовиться. В том числе, не допускать инфляционного воздействия массированного притока валюты с помощью разных инструментов. Правда, набор эффективных инструментов у нас ограничен, и нужно думать о том, чтобы их запустить.
Что касается структурных реформ, то предвыборный год считается не самым лучшим временем, чтобы их активизировать. По всей видимости, первые месяцы года будут последним подходящим моментом для принятия соответствующих решений, будь то ЖКХ или энергетические реформы. Думаю, что реформаторский потенциал правительства будет выражаться в подготовке программ реформирования для следующего президента и следующего правительства в большей степени, чем в действиях нынешнего правительства и нынешней администрации. Это позволит, с одной стороны, в публичном пространстве поддерживать ощущение высокого реформаторского потенциала, с другой - последствия тех или иных реформ передвинуть на послевыборный период.

В связи с выборами стоит ли ожидать каких-то скандалов и неожиданностей?

Попытка раскрутить интригу выразилась в том, что некая инициативная группа в нарушение законодательных процедур стала выдвигать в президенты Михаила Михайловича Касьянова. Хотя кампания не началась, и выдвигать кого-либо, мягко говоря, рано. Это либо пробный шар, либо попытка негативным образом воздействовать на ситуацию. Нельзя исключать, что проект под названием "есть альтернатива Президенту Путину" будет поддерживаться политическими силами, прежде всего, резко оппозиционно настроенными по отношению к Президенту. В частности, г-н Березовский попытается так или иначе такой проект раскрутить. Может быть, этим же попытаются заняться и представители других известных политических групп. Но для этого нужно раскрутить фигуру, типа Касьянова, либо попытаться за полгода сформировать из коммунистов социал-демократов, выдвинув на первые позиции таких членов фракции КПРФ, как Глазьев и ему подобные с тем, чтобы можно было забрать и старый коммунистический электорат, и лево-центристский. Интриги такого рода теоретически возможны, но, скорее всего, не для того, чтобы реально составить альтернативу Президенту Путину, а чтобы поучаствовать в дележе, будь то позиции в правительстве (возможность вхождения в правительство на ключевые посты представителей этой третьей силы) или теоретическая возможность второго тура президентских выборов.

А насколько вероятно, что в 2003 году усугубится мировой кризис?

На мой взгляд, если в первую половину года потрясения удастся проскочить, то во втором полугодии года должно наметиться устойчивое оздоровление американской, европейской и, может быть, японской экономики. Но для этого нужно энергично двигать реформы. Думаю, обновление экономической команды США - демонстрация намерений энергично двигаться в этом направлении. Так что здесь тоже опасности преувеличивать не стоит.




18.12.2002

http://www.shohin.ru/index.htm




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован