12 августа 2003
931

Александр Шохин: Идея увеличить изъятие прибыли ЦБ в бюджет не очень изящна

Александр Николаевич, Министерство финансов уже запланировало в проекте бюджета на следующий год отчисления прибыли Центробанка в размере 80%, а не 50%, как предусмотрено сейчас законодательством. Разработанная Минфином поправка к закону о ЦБ не прошла еще всех согласований, но, тем не менее, в Минфине считают, что она будет принята вместе с бюджетом без всяких проблем. При Геращенко такая ситуация была просто непредставима. С Вашей точки зрения, правильный ли это шаг, и к чему это может привести?

Центральный банк не является организацией, преследующей увеличение прибыли в качестве уставной цели своей деятельности, поэтому он не должен получать прибыль, и всю прибыль, которая у него образуется сверх неких фондов, которые должны обеспечивать развитие Центрального Банка как организации, он должен отправлять в бюджет. Сколько это будет от полученной прибыли до формирования необходимых фондов (50% или 30%) сказать трудно, надо смотреть реальную статистику: если у ЦБ после формирования своих фондов, в том числе фонда материального поощрения сотрудников, социального развития и т.д., остается нераспределенная прибыль, то она, по идее, должна направляться в бюджет. Когда закон "О Центральном Банке" передал полномочия утверждения этих фондов и порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБ, Национальному Банковскому Совету, тем самым уже были заложены основы такого внешнего контроля над прибылью ЦБ. Но сама идея увеличить с 50% до 80% не очень изящна, было бы гораздо лучше, если бы Центральный Банк вместе с правительством посчитали, каким образом формировать те или иные фонды развития Центрального Банка, имея в виду, что ЦБ может отнести на разумные затраты практически любые расходы по согласованию с Национальным Банковским Советом. Ему прибыль как таковая в принципе не нужна. Главное - обеспечение этих разумных расходов за счет формируемой прибыли. Тогда объем прибыли сверх этих расходов, которые могут покрываться за счет прибыли, должен перечисляться в бюджет. Уверен, что это будет больше программных 50%. Но простое повышение нормативов выглядит как фискальная мера, которая призвана компенсировать те или иные налоговые последствия выпадения доходов. В этом смысле это может восприниматься как ущемление интересов ЦБ, хотя по существу этого может и не быть.

Если в задачу ЦБ не входит извлечение прибыли, то каким образом у Центробанка она образуется?

Основная функция Центрального Банка - эмиссионная - приводит к формированию эмиссионного дохода. Кроме того, Центральный Банк реализует целый ряд хозяйственных функций, которые теоретически могут быть выведены из него. Система платежно-расчетных отношений - коммерческая в большинстве стран мира функция, которая осуществляется системой расчетных банков. У нас ее осуществляет Расчетно-кассовый центр Центрального Банка. Эта деятельность может быть выведена за рамки Центрального Банка и проводиться на коммерческих условиях, Тогда это основание для получения прибыли, в некотором смысле, исчезает, соответственно, будет налоговая технология перечисления этой прибыли. Здесь есть два пути: увеличение бюджетной компоненты за счет ЦБ, передача хозяйственных функций в выведениях (тогда эта соответствующая деятельность будет облагаться налогами и прибыли просто будет меньше); и второе - обоснование неких разумных активов отчисления прибыли в распоряжение ЦБ и начисление оставшейся части прибыли в бюджет.

А что предпочтительнее?

Я думаю, придется идти и тем, и другим путем, потому что выделение из состава ЦБ тех подразделений, которые занимаются несвойственными ему функциями, - дело достаточно длительное.



12 августа 2003
http://www.shohin.ru/index.htm





Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован