03 декабря 2004
1079

Александр Шохин: Искать деньги и защищать собственность российские компании предпочитают за рубежом

Александр Николаевич, ФСФР хочет ввести временное ограничение на вывод части акций российских эмитентов за рубеж, и тем самым поддержать отечественный фондовый рынок. Наряду с этим служба готова упростить процедуру вывода акций на рынок в рамках IPO, но при этом, все-таки, такие ограничения - это некоторый отход от рыночных принципов. Так, может быть, стоило как-то по-другому поддерживать отечественный рынок?

Да, в связи с тем, что российский фондовый рынок смещается за пределы России, поскольку все больше интересы различных компаний по размещению акций в форме IPO, в форме ADS, и так далее, на зарубежных биржах. На самом деле, устанавливать те или иные ограничения власть имеет право, они прописаны в законе, в частности, есть предельный размер акций российских компаний, которые могут быть размещены в форме депозитарных расписок за пределами России. Вначале потолок был, по-моему, 40%, потом поднимался до 70%, и так далее, то есть еще ФКЦБ вводило количественные ограничения для выведения российских акций за пределы российской торговой системы. В то же время, для российских компаний речь идет о привлечении серьезного финансирования, и в последнее время речь идет еще и о дополнительной защите прав собственности через участие иностранных инвесторов в структуре капитала российских компаний. Поэтому желание российских компаний размещаться на западных рынках будет достаточно высоким в ближайшее время, не взирая на достаточно жесткие требования западных бирж к раскрытию информации, к финансовой отчетности, и так далее. Учитывая, что требования нашей биржи хотя и приближаются к международным стандартам, но, все-таки, несколько слабее, чем требования к раскрытию информации, которые существуют, например, по правилам комиссии по биржам и ценным бумагам США, препятствовать выведению российских акций на зарубежные рынки было бы неправильно. В первую очередь, с точки зрения того, что этот процесс одновременно означает улучшение корпоративного управления, финансовой отчетности, и так далее у российских компаний. Я думаю, что фондовый рынок - это тот сегмент рынка, который в наибольшей степени должен действовать на основе либеральных конструкций. И тот факт, что мы отстали с введением целого ряда нормативных актов, внедрение некоторых стандартов, тот факт, что волатильность российского рынка чересчур высока, и политическое воздействие на ситуацию на российском рынке последний год ощущалось очень сильно. Перебивать это нужно не административными запретами, а улучшением состояния российского рынка и большим набором инструментов, и более эффективным функционированием инфраструктуры, включая депозитарную систему, клиринговую систему и так далее. Рыночный сегмент, российские эмитенты ищут не только финансирования, но и различные форм защиты. Под защитой прав собственности я имею в виду не только включение иностранных инвесторов в борьбу с российскими властями при возникновении конфликтов, и возможность использования международных судов для этих целей, но и защиту, связанную с тем, что у нас возможность защиты прав собственности часто ущемляется через неэффективную систему ведения реестров, например. То есть, мы еще не освоили эффективно систему ведения реестров и депозитарную систему, и так далее. То есть, мы еще не освоили инфраструктуру настолько эффективно, чтобы эмитенту было все равно, где размещаться. Кроме того, в большинстве стран существуют единые национальные биржи, единая депозитарная система, и так далее. И в этой связи, конечно, не административными методами надо действовать, здесь нужны законодательные механизмы, может быть, в ряде случаев, и методы стимулирования нужной инфраструктуры финансового рынка. Ее нужно выстраивать на основе тех целевых установок, которые были прописаны неоднократно, и подтверждены недавно на заседании правительства, это нужно реализовывать достаточно быстро. При этом надо иметь в виду, что, если во всем мире, так или иначе, рынок представлен, его интересы, его представители участвуют в выработке нормативных актов через саморегулируемые организации, через участие бизнеса и профучасников в коллегиальных органах по принятию решения. И этот аспект у нас очень сильно отстает. ФСФР совмещает функции регулятора и надзора, что признано, в соответствии с идеологией административной реформы, конфликтом интересов. Но, тем не менее, когда будет преодолен этот конфликт с точки зрения комиссионности, коллегиальности принятия нормативных решений, никто не знает - ни правительство, ни руководство ФСФР. И, тем самым, есть возможность злоупотреблений. Есть возможность злоупотреблений и при манипулировании рынком. В этой связи, конечно, хорошая технология - запрет и введение количественных ограничений на выход на зарубежные рынки. Но когда российские эмитенты упрутся в эти ограничения, то они окажутся административным барьером по развитию рынка, по ограничению инвестиций, по структурным и корпоративным позитивным изменениям самих компаний.


03 декабря 2004
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован