04 февраля 2004
863

Александр Шохин: Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным

Александр Николаевич, на прошлой неделе глава "Интерроса" Владимир Потанин высказал предложение об объединении трех предпринимательских организаций РСПП, "ОПОРА России" и "Деловой России". В прессе тут же началось обсуждение, что это закат РСПП, как клуба олигархов, и о том, что объединенная организация будет полностью подконтрольна Кремлю, поскольку удельный вес крупного бизнеса в ней будет невелик. Что более полезно, организация представляющая весь бизнес, но беззубая, или клуб олигархов, но активно участвующий в политической и экономической жизни?

Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Поэтому сравнивать что лучше, организация представляющая бизнес, но ничего не делающая, не могущая отстоять интересы бизнеса, или ограниченный круг активно отстаивающий свои интересы, - это не вполне корректное сопоставление. Лучше иметь организацию представляющую интересы всего бизнеса, но занимающую активную позицию в диалоге с властью. Это очевидно.
В последнее время нельзя сказать, что РСПП как клуб олигархов активно выступает, отстаивая позиции именно крупного бизнеса. Проблема как раз состоит в том, что РСПП как клуб олигархов, как его, может быть, не вполне оправданно называют, по многим позициям, по которым все отмечают успехи РСПП, действительно отстаивал интересы бизнеса в целом. В частности налоговые реформы, реформы валютного законодательства, административная реформа и так далее, сельскохозяйственное решение проблем земли под предприятиями. Здесь явно потенциал РСПП был направлен на интересы бизнеса в целом. Но, тем не менее, сложилось в силу и персонального состава руководящих органов ощущение, что РСПП представляет интересы крупного капитала. И в этой связи в силу известных скажем событий антиолигархической направленности, парламентской кампании, позиции властей, ему труднее стало отстаивать интересы бизнеса в целом. И в этой связи возникает в некотором смысле тупиковая ситуация, либо РСПП будет искать новые формы и варианты диалога с властью, либо и в качестве клуба олигархов РСПП перестает играть активную роль в диалоге с властью. В этой связи можно говорить о трансформации РСПП в организацию на основе объединения с другими организациями, в структуру, которая будет представлять интересы всего бизнеса, позволит активизировать диалог с властью. Говорить о том, что речь идет о трансформации активной, агрессивно отстаивающей свои позиции организации в беззубую, и что в этом цель РСПП - это просто неверное толкование. На самом деле речь идет о том, чтобы изменив имидж организации, может быть даже бренд, активизировать диалог с властью, который в последние месяцы, последние полгода явно затормозился, нет широкой площадки для диалога, поскольку в глазах власти РСПП ассоциируется в том числе и с теми олигархами, с которыми у власти мягко говоря идет выяснение отношений. И поэтому любая активность РСПП по выстраиванию отношений с властью, рассматривается властью как отстаивание этих узких интересов крупного капитала, что неверно, и переубеждать власть на словах довольно трудно. А изменить статус и по иному инициировать представление интересов бизнеса, - это лучший способ активизировать диалог с властью, в том числе занять активную позицию.
Поэтому речь идет, прежде всего, о том, чтобы восстановить и активизировать диалог с властью и, во-вторых, уже для того, чтобы выстроить структуру, которая будет отстаивать интересы бизнеса в целом без его деления на крупный, малый, средний и так далее. Особенность здесь заключается в том, что, конечно, если интересы разных сегментов бизнеса будут представлены новой организацией, процесс выработки согласованных позиций усложнится. И сами позиции может быть будут менее радикальными, но поскольку это будут интересы всего бизнеса, разных его сегментов, то власти сложнее будет не прислушаться к этому. То есть, внутри организации процесс выработки решений будет более сложным и решения будут, скорее всего, более спокойные и взвешенные, но это не значит, что они будут беззубые, это значит, что их легче будет пролоббировать в правительстве, во власти и так далее, поскольку под ними подпишутся представители всего бизнеса, а не отдельных его отрядов. В этой связи диалог можно поднять на новую высоту. И добиться того, чтобы власть чаще прислушивалась к рекомендациям бизнеса.



4 февраля 2004
http://www.shohin.ru/index.htm





Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован