19 августа 2003
538

Александр Шохин: МАКС - это всего лишь выставка

Александр Николаевич, сегодня начинает работу 6-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2003. Информационное освещение российской авиакосмической выставки в этом году имеет беспрецедентные масштабы, однако газеты пишут, что практических плодов на этот раз выставка не принесет. С Вашей точки зрения, надо ли тратить силы и деньги на организацию таких мероприятий? Насколько перспективным для нас является авиапром, может ли он быть конкурентоспособным?

Любая выставка постепенно набирает обороты и трудно ожидать, что с впервые приехавшей на ту или иную выставку компанией будут заключаться контракты или протоколы о намерениях. Чтобы это случилось, надо чтобы интерес к выставке был многократно подтвержден какими-то демонстрациями, успехами в российской авиатехнике. Тот факт, что выставка не только не "скукоживается", но, наоборот, расширяется с точки зрения демонстрации образцов разработок, с одной стороны; с другой стороны, с точки зрения иностранных участников, дает основания полагать, что в какой-то момент критическая масса будет накоплена, и начнут, в том числе и в рамках выставки, происходить знаменательные события. Например, подписание хотя бы предварительных или даже окончательных актов о закупках, подписание производственных контрактов, лицензий и т.д. Хотя большая часть схем реализуется несколько иначе. Если какие-то иностранные делегации присутствуют на показах, то, скорее всего, они договариваются о том, чтобы российские разработчики и производители посетили страну и привезли разработки на место, в том числе, включая и показательный полет, показательные бои и т.д. Выставка - это надводная часть айсберга, там многое скрыто, это не означает, что их не надо проводить - это существенная линия работы по продвижению российского военно-технического экспорта и авиационного экспорта.
Что касается возможностей нашего космического комплекса, то возможность структурным маневром обеспечить прирост ВВП за счет машиностроения, безусловно, есть, и здесь нужны не просто абстрактные формы поддержки государством, на мой взгляд, а более четкие организационные технологии, организационно-финансовые. Деньги заложены в бюджете, но, тем не менее, особого движения нет. В частности, по вопросу о том, две или одна авиакосмические национальные корпорации должны быть в России, до сих пор идет дискуссия. Для того, чтобы ответить на вопрос о реальном вкладе авиакосмической промышленности, нужно на самом деле сделать очевидные вещи, скорее всего, не связанные с массированной бюджетной поддержкой, связанные с организационными вещами. Если реализовывать те возможности, которые есть сейчас, государственную поддержку лизинга и государственную поддержку экспорта, если положить эти формы поддержки на благоприятную организационную базу, то возможно получить гораздо больший эффект, чем есть сейчас.



19 августа 2003
http://www.shohin.ru/index.htm





Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован