12 ноября 2003
569

Александр Шохин: Многие вещи не прозвучали на вчерашнем заседании правительства...

Александр Николаевич, вчера правительство одобрило перечень мер по развитию финансового рынка, предложенный Минэкономразвития. Большая их часть может быть реализована уже в 2004 году. Главное в этом перечне, по словам Грефа, снижение транзакционных издержек в 2-2,5 раза. Кроме того, предлагается расширение прав саморегулируемых организаций, пересмотр нормативной базы и трансформация ведомственных актов в нормы прямого действия. Но возможна ли столь существенная перестройка в такие короткие сроки?

Это не мера, а результат реализации мер по снижению транзакционных издержек для инвестиционных финансовых рынков. Это та цель, которая является комплексом мер для снижения налогового бремени на разные операции ведущиеся с данными бумагами, скажем, операции с денежными средствами, и снижения налога на регистрацию имущества, операций с ценными бумагами и т.д. Кроме того, снижение транзакционных издержек связано с появлением большей предсказуемости на рынке. Этому же способствует и перевод нормотворчества на уровень законов прямого действия, в том числе, требования к проспектам эмиссий и т.д. могут быть прописаны в законодательстве, и поскольку законы меняются медленнее, чем нормативные акты ведомств, во-первых, и во-вторых, если это происходит более публично, то естественно, создание большей предсказуемости рынка, появляется возможность публичного притока средств. Кроме того, в этом смысле должна работать передача нормотворчества ведомствам и права установления функций прямого действия на уровне ведомств. Как минимум, возникает возможность в деятельности различных ведомств и министерств стать более предсказуемыми.
Наконец, управление рынком, которое должно стать, с одной стороны, более простым, при создании мегарегуляторов, меганадзоров, и с другой стороны, четкая фиксация разделения функций правоустанавливающих органов и надзорных, четкий механизм преодоления потенциальных коллизий и конфликтов в случаях, если надзорные и правоустанавливающие функции будут совмещены в одном лице. Это может быть достигнуто за счет повышения коллегиальности. Надзор за финансовыми структурами сейчас осуществляется органами ведомств-министерств, а должны действовать независимые регуляторы, независимость которых гарантируется, в том числе, и особыми процедурами членства соответствующих комиссий, коллегий и т.д. Речь должна идти и о более четком определении пределов присутствия государства, в частности, ЦБ и других финансовых организаций.
Должна быть максимально ускоренной процедура выведения Сбербанка на конкурентный рынок с другими коммерческими банками через включение его на ранних этапах в систему страхования вкладов на общих условиях с сохранением гарантий по вкладам уже имеющимся вкладчикам Сбербанка на действующих условиях. Нужна продажа Евробанка частным структурам. Показательно, что вчера этот вопрос на заседании правительства был затронут. Невзирая на переписку депутата Райкова с Генпрокуратурой, надо все-таки добиться, чтобы банки продавались на рыночных условиях, а не переходили от одной госструктуры к другой. Не знаю, реакция ли это на это обсуждение или это реакция рабочей группы, но НБС предложил рыночную схему продажи как минимум одного банка - Евробанка. Тем не менее, Геннадий Райков вчера отозвал свое письмо из Генпрокуратуры. Хорошо, что правительство не отступает от своей линии на выход государства из капитала кредитно-финансовых организаций, что дает больше возможностей для реальной конкуренции на этом рынке и повышение качества надежности за счет усиления надзора.
Кроме того, нужно расширить спектр финансовых инструментов институтов. В частности, в плане действий по реализации решения вчерашнего заседания правительства значатся такие меры, как принятие закона, облегчающего секьюритизацию активов, регистрацию залогов, расширение форм залогов и т.д. Здесь следовало бы добавить, что не обозначено в плане правительства развитие новых форм мобилизации средств населения, трансформации в инвестиции, таких, как строительные общества, сберегательные кассы - реализация накопительных схем в инвестиционной сфере. Конечно, отдельно должна была звучать тема, которая не прозвучала, хотя и высказывалась в дискуссиях - схема защиты прав собственности, защита прав акционеров и т.д.
Многие вещи не звучали на вчерашнем заседании правительства, поскольку они рассматривались отдельно (ипотека две недели назад рассматривалась, стратегия развития банковского сектора тоже отдельно рассматривалась), но, тем не менее, вчерашнее заседание - первая попытка рассмотреть состояние и перспективы развития различных сегментов финансового рынка, и был предложен комплекс мер для их развития.



12 ноября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован