08 декабря 2004
728

Александр Шохин: Несмотря на огромную финансовую нагрузку на Газпром, сделка может быть названа рыночной

Александр Николаевич, "КоммерсантЪ" пишет, что группа западных банков под руководством Deutsche Bank готовит синдицированный кредит Газпрому в объеме до #8364;10 млрд, для покупки на аукционе 19 декабря Юганскнефтегаза. При этом кредит в таком объеме и в такие сроки - беспрецедентный случай в мировой практике. И все это на фоне споров о том, насколько правильна политика государства в отношении ЮКОСа, Газпрома и в целом будущего нефтегазовой отрасли. Какова Ваша оценка происходящего?

Во-первых, бизнес есть бизнес, а банковское сообщество как представитель бизнес-сообщества ищет возможность заработать. Поскольку Газпром является заемщиком с высоким рейтингом, сотрудничество с ним всегда было предметом вожделения многих иностранных банков - Deutsche Bank"a, Dresden Bank"a, ABN AMRO Bank"a и т.д. Как только банки увидели открывающуюся возможность, в частности, участия Газпрома в покупке Юганскнефтегаза, они "толкались локтями" с тем, чтобы предложить свои услуги и по финансовому консультированию, и по поднятию денег для реализации этой сделки. Несмотря на некое осторожное отношение западных политических кругов, банки действуют рационально в соответствии с рыночными законами. Во-вторых, Газпром еще не вышел на уровень долга по отношению к основным показателям деятельности на уровень красной черты. После того, как этот заем состоится, можно будет говорить о том, что Газпром вплотную приблизится к уровню, преодоление которого чревато снижением рейтинга Газпрома в связи с возникновением неких опасений способности компании обслуживать долги. Пока таких опасений нет и этот заем кроме всего прочего должен повысить капитализацию Газпрома за счет аккумулирования нефтяных активов не только Роснефти, может, Зарубежнефти в рамках обмена, госактивов на почти 11% акций Газпрома и присоединить к ним хорошо работающий актив Юганскнефтегаза. В этой связи вполне возможно, что эта планка заимствования отодвинется. Надо иметь в виду, что несмотря на то, что формально 77% Юганскнефтегаза стоит порядка $9 млрд., цифра займа Газпрома, которая сейчас циркулирует - #8364;10 млрд., рассчитана не только на покупку 77% акций, но и на уплату задолженности Юганскнефтегаза перед бюджетом. Это значит, что суммарная оценка Юганскнефтегаза приближается к рыночной оценке, которая была дана независимым оценщиком Dresdner Kleinwort Wasserstein. Несмотря на огромную финансовую нагрузку на Газпром, сделка может быть названа рыночной. Хотя это полностью не элиминирует возможность подачи исков миноритарными акционерами, но Газпром вполне можно позиционировать, во-первых, как покупателя активов, который выставлен на продажу государством. Во-вторых, как покупателя по справедливой цене. Трудно обвинять Газпром в том, что он вступил в некий сговор с государством, что сделка была притворная. Это очень хороший сигнал в том смысле, что сейчас, когда очередной раз подводятся итоги приватизации в связи с энергетическим закладом счетной палаты, где многие приватизационные сделки охарактеризованы как "притворные". Государство должно показывать пример и действовать очень аккуратно во всех подобных сделках, иначе оно не будет иметь морального права осуждать сделки восьми-десятилетней давности. Дело не в этом, а в том, что поскольку само дело ЮКОСа достаточно скандальное, государство не может вести себя неаккуратно. В целом получается, что если Газпром получит этот актив, то он столкнется с достаточно серьезными проблемами в области, скорее, не долговой нагрузки, а реальных инвестиций в добычу, в транспортные инфраструктуры и т.д. Я думаю, что идеальным вариантом выхода из этой ситуации было бы, если государство купило часть акций в рамках схемы установления контроля над компанией. Учитывая, что Роснефти не хватает для установления этого контроля, учитывая также, что Газпром заплатит огромную сумму государству в рамках покупки Юганскнефтегаза на аукционе и уплаты налоговых задолженностей Юганскнефтегаза, признанных судом, получается, что у государства появятся лишние деньги в большом объеме - порядка #8364;10 млрд. Государство могло бы потратить часть этих денег на закупку акций и тем самым увеличивать свою долю не активами, не СВОПом активов, а именно покупкой по рыночным условиям. Тогда у Газпрома восстанавливается возможность реализовывать достаточно продвинутые инвестиционные программы. Многое будет зависеть от того, что будет с остальными активами Юганскнефтегаза, поскольку сумма претензий по ним достаточно велика. Вполне возможно, что далее последуют и другие шаги продажи этих активов. Здесь более существенным вопросом является, кто будет докупать остальной ЮКОС - Газпром или другие участники.

А для Юганскнефтегаза не лучше было бы найти иностранного инвестора?

Во-первых, продает государство, а не Юганскнефтегаз. Государство определяет условия аукциона, оно может ограничивать участие иностранных инвесторов, а может и не ограничивать, может выставлять чисто коммерческие и т.д. Что касается Юганскнефтегаза, если он оказывается обособленным активом, отделенным от ЮКОСа как интегрированная компания, то ему важно, чтобы производственный процесс был эффективным. С этой точки зрения самым простым техническим решением была бы покупка Юганскнефтегаза Сургутнефтегазом, поскольку они находятся в рамках единой нефтяной провинции, территориальной близости, производственные и технологические особенности у них одни и те же. Газпром и Роснефть как часть Газпрома в этом регионе пока не сильно "осели". Что касается иностранного стратега, то многие иностранцы были бы готовы прийти (китайцы, индийцы, европейцы, американцы), но во-первых у них есть сомнения из-за существующих рисков и, во-вторых, государство все же предпочло другую схему.


8 декабря 2004
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован