16 сентября 2004
1324

Александр Шохин: Очень важно на каждом этапе интеграционных процессов в рамках ЕЭП иметь встроенные механизмы перехода к следующему этапу

Александр Николаевич, "Ведомости" пишут, что у Единого Экономического Пространства появились реальные шансы быть созданным, поскольку в Астане президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана утвердили план работы по объединению. В результате через 10 лет между странами будут прозрачные границы, будут осуществляться совместные космические проекты и т.д. Кроме того, Россия пошла на дружественный по отношению к другим странам шаг - переход c 2005 года к взиманию НДС по принципу страны назначения без изъятий. С Вашей точки зрения, ЕЭП - реальный экономический проект, или политическая декларация?

Проектов типа ЕЭП было достаточно много, например, таможенный союз, который предполагал установление единства таможенных тарифов, единых условий присоединения к ВТО, взимания НДС по принципу страны назначения и т.д. Но задачи, которые ставились в рамках предыдущих проектов, по большей части решены не были.

Оценить эффективность всех этих мер в рамках ЕЭП можно, во-первых, только после принятия законов, а насколько глубоко может продвинуться эта интеграция, будет видно из контуров этих законов. Во-вторых, нужно время для их реализации, потому что мы и законы, и международные соглашения принимали, ратифицировали их, но многие из этих замечательных идей так и не были реализованы. Без политической воли этого нельзя добиться. С одной стороны, содержание должно быть экономическим, но, с другой стороны, без политического давления и подталкивания, без согласия сторон это трудно реализовать. Та же Украина может получить выгоды от изменения режима взимания НДС и от режима свободной торговли, но дальше может не двигаться, считая, что все уже решено, и в основном заниматься совместной реализацией космических проектов. Очень важно на каждом этапе интеграционных процессов в рамках ЕЭП иметь какие-то встроенные механизмы перехода к следующему этапу, чтобы не останавливаться. Но без политической воли этого сделать нельзя.

Я не исключаю, что почти официальная позиция России по поддержке Виктора Януковича во многом продиктована тем, чтобы иметь, если не обратимость интеграционных процессов, то предсказуемость их, которой будет гораздо меньше в случае, если Виктор Ющенко станет президентом Украины. Основная заинтересованность России состоит в этом, а не в каких-то персональных симпатиях.

Некоторые аналитики полагают, что саммит в Астане может стать отправной точкой и для реформирования отношений в рамках СНГ. Насколько это вероятно?

Надо дождаться его результатов, но унификация реформ - одно из необходимых условий. Согласование принципов реформирования внутренних экономик, например, предельных размеров бюджетного дефицита или отсутствия такового, передача неких функций (как торгово-таможенная политика) наднациональным органам - все это вещи, если и не очевидные, то необходимые для того, чтобы считать, что мы здесь переходим на какой-то новый этап, в том числе, не только интеграции, но и реформирования. Нужен какой-то настолько жесткий интеграционный механизм, чтобы он предъявлял требования к внутренней политике. Здесь в равной степени нужны и сотрудничество парламентов, а может и наднациональный законодательный орган, который будет принимать как минимум модельные законы, обязательные для тиражирования внутри стран.



16 сентября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован