20 октября 2003
604

Александр Шохин: `Офшорность` Чечни создаст очередной опаснейший прецедент

Александр Николаевич, новый президент Чечни Ахмад Кадыров на своей инаугурации сказал, что никакого особого политического статуса Чечне не нужно, главное - получить широкие экономические полномочия. В пятницу члены госсовета Чечни объявили, что до 2013 года в республике вводится офшорная зона, что вызвало большой скандал, который с трудом удалось замять. Так что, высказывание Кадырова подливает масла в огонь. А как, с Вашей точки зрения, следует относиться к идее наделить Чечню особыми экономическими полномочиями и сделать из нее офшор?

Внутренние офшоры уже немало навредили внутреннему экономическому пространству на территории России. И немало сил было приложено к тому, чтобы устранить особый статус, в том числе бюджетно-налоговых отношений с такими субъектами Федерации как Башкортостан, Татарстан, Якутия. Кроме того, офшорные зоны масштабов субъектов Федерации, например, та же Калмыкия, тоже вызывают, мягко говоря, раздражение федеральных властей, как некие налоговые дыры. Единственное основание для офшорного режима в масштабах субъекта Федерации имеет Калининградская область, в силу анклавного характера, и учитывая готовность ЕС выстраивать особые отношения с Калининградской областью. Все остальные офшорные режимы должны действовать в рамках локальных, компактных, свободных экономических зон, как экспортно-ориентированных зон, зон офшорного программирования и так далее.
Понятно, что один из простейших способов мобилизовать ресурсы - перераспределение доходов. Но Чечня и так находится на особом режиме с точки зрения финансирования, - есть специальный министр по делам Чечни в федеральном правительстве, задача которого, прежде всего, выбивание бюджетных денег, контроль за их использованием. Думаю, что пока есть статус особого финансирования на восстановление Чечни, до тех пор офшорный режим не нужен.
Офшорный режим выбивают себе те субъекты Федерации, которые хотят при прочих равных условиях, не имея привилегий бюджетного финансирования, такие привилегии получить за счет регистрации бизнесов из других регионов, за счет офшорных механизмов, за счет федеральных поступлений. Если тот или иной регион, не получая субвенций из федерального бюджета, может давать бизнесу льготы за счет местных налогов, ради Бога, такого типа офшоры - естественная схема. Но если кто-то дает льготы бизнесу и при этом получает огромные дотации из федерального бюджета - это недопустимо. Здесь должен быть простой критерий. Если это дотационный субъект Федерации, он не может быть офшором по определению. Если он самодостаточный с финансовой точки зрения, он может владеть элементами офшора за счет своей части налога. Поэтому, говоря о том, что никакого особого статуса не нужно, а всего лишь нужна офшорная зона, речь идет о том, что это и есть особый статус, который позволит Чечне выделиться из других субъектов Федерации. Лучше уж тогда легальный особый статус, который был бы прописан в законе, нежели неявное пробивание особого статуса через офшор, идеология которого разрушает единое экономическое пространство, потому что это укрепит те офшоры, которые уже есть, Калмыкия, Мордовия и прочие, в идее сохранения своего статуса. Лучше специальный, прописанный в законе особый статус Чечни как субъекта РФ с неким особым экономическим режимом с учетом того, что там шла 10 лет война.

Но ведь бюджетных денег для восстановления Чечни явно недостаточно.

Все равно это бюджетные деньги. Условно говоря, есть какие-то компании, и они не платят налоги в федеральный бюджет за счет регистрации в Чечне. Значит, происходит реальное перераспределение федеральных налогов в форме необоснованно высокого притока бизнеса с целью регистрации, - это очевидно. Потому что они платят уменьшенные налоги в офшорной зоне, и федеральный бюджет теряет часть доходов, которые еще и уходят, к тому же, в виде уменьшенных налогов в бюджет республики. Офшор ведет реально к перераспределению доходов федерального бюджета. Говорить о том, что бюджетных денег не хватит, и поэтому давайте заведем офшорный статус, не правильно Давайте вспомним закрытые административно-территориальные образования, которые тоже порождали большой поток бизнеса, который регистрировался в этих ЗАТО и никак не был связан с основной деятельностью в этих ЗАТО - с той же атомной промышленностью и так далее. Бюджет терял десятки миллиардов рублей на этой схеме. Конечно, бюджет не компенсирует отмену офшорного режима, он в таком объеме, конечно, не сможет профинансировать тот или иной регион. Но мы говорим сейчас в целом об офшорном режиме. Еще раз подчеркну, - лучше законодательно установленный особый статус Чечни, нежели офшорный режим. В том числе потому, что это прецедент, который может быть использован другими субъектами Федерации, которые вряд ли могут претендовать на особый статус.



20 октября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm







Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован