17 ноября 2004
766

Александр Шохин: Первое лицо присутствовало на съезде от начала до конца

Александр Николаевич, накануне съезда РСПП Экспертный институт распространил документ "ТОЛЬКО ВМЕСТЕ ВЛАСТЬ И БИЗНЕС В СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИИ. Материалы для обсуждения к съезду РСПП", в котором перечислялись все наиболее значимые проблемы для российской экономики, власти и бизнеса. Эксперты, обсуждая этот документ, сошлись во мнении, что бизнес, как страус, спрятал голову в песок и полностью покорился власти. Изменилось ли что-то после прошедшего вчера съезда РСПП?

На самом деле, на съезде РСПП было несколько особенностей, отличавших его от предыдущих съездов. Во-первых, первое лицо присутствовало на съезде от начала до конца, включая даже чисто протокольные вещи, включая озвучивание проекта резолюции, голосование по нему и т.д. До сих пор Президент и премьер выслушивали по три - четыре выступления, после чего покидали заседание, сделав заключительное выступление по основному докладу и нескольким сообщениям. Поэтому можно зафиксировать интерес власти к оценкам бизнес-сообщества ситуации в стране, предпринимательского климата, и так деле. Во-вторых, сами представители бизнеса были настроены на достаточно острую дискуссию, были подняты темы, которые не позволяют говорить о том, что бизнес спрятал голову в песок. Очень большой кусок был посвящен налоговой ситуации, в большей степени связанной с администрированием налогов, включая и толкование Конституционного Суда, которое уже полгода находилось в работе до недавнего нового толкования, о возврате НДС в форме заемных средств и т.д. Но все равно осталось много вопросов. В частности, толкование добросовестности налогоплательщика. Эти темы были достаточно резко сформулированы. В равной степени Президенту пришлось подтвердить свою позицию по земле, которую он зафиксировал год назад. Ему в лоб был задан вопрос - изменил он свою точку зрения или нет? И он четко сказал, что нет, не изменил, и правительство, по всей видимости, получит достаточно жесткое указание действовать в направлении, которое было обозначено Президентом, и связанное с недопущением повторного выкупа земли под промышленными предприятиями. По административной реформе, хотя тема не была раскрыта в полном объеме, но, тем не менее, вопросы, связанные с административным бременем, которое не ослабло в результате начавшейся административной реформы, были подняты. В равной степени, была обозначена и тема коррупции. Поэтому нельзя говорить о том, что бизнес пасует. Все вопросы, которые волнуют бизнес были озвучены. За исключением того, что некоторые вещи, волнующие бизнес не обсуждались, слова типа "дело ЮКОСа", естественно, не произносились, потому что хотелось, чтобы были подняты более системные вопросы. В частности, те вопросы, которые были подняты по налогам, административная реформа, технология применения налогового законодательства были обозначены, но понятно, что они, так или иначе, связаны с делом ЮКОСа. Частично они спровоцированы делом ЮКОСа, потому что на деле ЮКОСа многие "особенности" российского законодательства выглядят наиболее выпукло.

Поэтому нельзя говорить о том, что съезд РСПП был рутинным, в том смысле, что был проведен для галочки. Он действительно был использован для того, что бы поддерживать диалог с властью на высоком уровне, и по некоторым позициям, на мой взгляд, участие Президента в дискуссии получилось более продвинутым, нежели даже на июньской встрече в Кремле.

Президент указал бизнесу, во что хорошо бы ему вкладываться, и это в основном непрофильные направления. Как бизнес воспримет этот сигнал?

Бизнес может заниматься всем. Единственное ограничение - бизнес может заниматься теми проектами, которые приносят прибыль, потому что главное назначение деятельности бизнеса - приносить прибыль. Поэтому можно обустраивать пограничные переходы, и инфраструктурные проекты, можно и в социальную сферу уйти. Единственное, в тех случаях, когда проекты не интересны для бизнеса с коммерческой точки зрения, государство должно создавать дополнительные условия для деятельности бизнеса во всех сферах для реализации этих проектов. Через субсидирование и процентные ставки, через льготы по предоставлению, скажем, земельных участков, через специальное налоговое стимулирование, через общее снижение налогов, которое затрагивает, в первую очередь, те отрасли, в развитии которых заинтересованно государство и так далее. Но подход, в соответствии с которым бизнес должен реализовывать проекты, которые ему не интересны, только потому, что государство облагает его данью, вот этого подхода в словах Президента не было. Более того, он даже специально подчеркнул, говоря о Северном Кавказе, что бизнес должен заинтересоваться проектами, надо поднимать экономику Северного Кавказа, но при этом это не должно быть в ущерб основным интересам бизнеса. Поэтому, обозначив проекты, Президент, видимо, должен обратить внимание правительства, на применение специальных стимулирующих мер для того, что бы бизнес повернулся в сторону этих проектов. Других способов нет. В этом контексте потом звучали вопросы о возможности использования Стабилизационного фонда для этих проектов и так далее. Президент эту тему не поддержал, счел, что надо со Стабилизационным фондом действовать очень осторожно, в чем я с ним полностью согласен, но тем не менее тема была обозначена. Если государство хочет направить бизнес на реализацию тех или иных проектов, оно должно это делать, в том числе и в форме частно-государственного партнерства, то есть, также вкладываться в эти проекты.



17 ноября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован