Александр Николаевич, российская банковская система уже через год может стать вторым по значимости локомотивом развития российской экономики. Такое мнение высказал вчера первый зампред ЦБ Андрей Козлов. Получается, что в случае падения цен на нефть российскую экономику будут спасать именно банки. Откуда у ЦБ такой оптимизм?
Банки - кровеносная система экономики, поэтому банковская система не может быть сильнее экономики, а вот слабее может. Сейчас можно говорить о том, что российская банковская система при завершении ряда реформ, в частности, при принятии законодательства о страховании вкладов, издании первых кредитных историй, изменении законодательства по залоговому обеспечению, при мерах по поддержке реальной конкуренции на рынке банковских услуг имеет шанс соответствовать задачам развития экономики и работать на некоторое опережение. Присвоение инвестиционного рейтинга России, особенно, если в ближайшее время еще одно агентство сделает то же самое в дополнение к агентству Moody"s, ставит задачу эффективного использования ликвидности, которой может стать в стране еще больше. В этой связи на банковскую систему возлагаются большие задачи по трансформированию сбережений, имеющихся в экономике, в инвестиции. Если цены на нефть упадут, но приток ликвидности будет высокий (в том числе, из-за высокого рейтинга России, из-за высокой инвестиционной привлекательности), на банковскую систему ложится дополнительная нагрузка не потому, что она будет локомотивом, а потому что она должна быть адекватной этой ситуации.
Поэтому я бы оптимизм высказывал в другой формулировке: не в том смысле, что банковская система будет локомотивом, а в том, что банковская система может переваривать денежное предложение, которое может оказаться высоким даже при падении цен на нефть. Научиться этому она должна была в нынешних условиях, когда высокая ликвидность возможна из-за удерживающихся высоких цен на нефть, а затем уже перебросить все эти инструменты и технологии на другие ситуации, в том числе, когда рост ликвидности связан с развитием других факторов. Если сложится ситуация, когда денежное предложение будет обеспечиваться и высокими ценами на нефть, и притоком инвестиций институциональных инвесторов из-за высокой привлекательности России как страны, привлекающей инвестиции, банковская система не успеет реформироваться до конца - вот тогда возникнут проблемы.
Я считаю, что банковская система должна смотреть вперед, отвечать требованиям экономики. Сегодня нельзя сказать, что она отвечает требованиям высокого роста денежного предложения, высокого уровня ликвидности, с которым мы можем столкнуться в ближайшее время, да и уже сталкиваемся.
24 октября 2003
http://www.shohin.ru/index.htm