27 марта 2003
976

Александр Шохин: Самое главное в административной реформе - недопущение существования конфликтующих функций в деятельности одних и тех же ведомств

Александр Николаевич, Минэкономразвития активно продвигает идею административной реформы в правительстве. Михаил Дмитриев обнародовал конструкцию трех уровней власти: правительство и ряд ключевых министерств будут только устанавливать правила игры для исполнителей - специализированных агентств. Кроме того, есть идея укрупнения министерств. Нужны ли на данном этапе столь радикальные преобразования?

Административная реформа не сводится только к изменению структуры министерств и ведомств, разделению их на входящие в состав правительства министерства и прочие. Самое главное в административной реформе как реформе исполнительной власти любого уровня - это недопущение существования конфликтующих функций в деятельности одних и тех же ведомств. Функции исполнительных органов делятся на несколько категорий, как принято считать уже с конца прошлого года: правоустанавливающие, это критические ведомства, это как раз министерства, которые должны вырабатывать политику и заниматься нормативным регулированием соответствующих секторов экономики или политики. Второй уровень - исполнительные органы власти, в узком смысле слова, органы, которые оказывают публичные услуги в рамках установленных министерством правил игры - это федеральные службы. Кроме того, функции надзора и контроля, которые часто сейчас совмещены и с нормативным регулированием, и с оказанием услуг, должны быть выделены из этих органов, из министерств. Хотя у нас есть самостоятельные надзоры, но тем не менее, часть надзорных функций реализуется в рамках структур, которые одновременно реализуют и иные функции управления. Стало быть, третий уровень - надзоры. Я бы считал, что еще нужно рассмотреть такую категорию федеральных ведомств: это федеральные комиссии, то есть структуры, в которых, в силу исключительных обстоятельств, может совмещаться регулирование и надзор. Но, в силу этих обстоятельств, они не могут быть построены по министерскому образцу. Они как бы на комиссионной коллегиальной основе должны работать, решения там должны приниматься голосованием, и в этих коллегиях, комиссиях должны быть представлены основные игроки с целью недопущения реализации конфликтов интересов. Классический пример - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая являются и регулятором, и надзорным органом. Еще федеральные комиссии могут реализовывать функции межотраслевого согласования, в частности, это недавно созданный Президентом Госкомитет по оборонному заказу. Явно этот орган как миниминистерство не имеет разумных оснований для существования. А если бы этот орган как межведомственный, стоящий на стыке промышленности и обороны, функционировал в форме комиссии, в которой были бы представлены госзаказчик и производители вооружения, военной техники, тогда он получил бы право на существование. Я считаю, что еще один важный и необходимый уровень - это комиссии.



27 марта 2003
http://www.shohin.ru/index.htm




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован