20 января 2005
927

Александр Шохин: Сергей Степашин станет серьезной фигурой в политическом раскладе

Александр Николаевич, Сергей Степашин подал прошение об отстиавке, и уверяет, что отставка техническая, а заявление было написано еще в середине декабря, хотя известно об этом стало только сейчас. Некоторые аналитики связывают это с известным докладом Счетной палаты по итогам приватизации, который сейчас положен под сукно. С Вашей точки зрения, какие последствия будет иметь этот доклад: будет ли он спущен на тормозах или же он вызовет волну нового передела собственности?

Любая техническая отставка может стать политическим событием, поскольку судьба подающего заявление об отставке переходит на усмотрение Президента. В равной степени это касается тех губернаторов, которые могут по закону поставить вопрос о доверии самим себе по истечении срока полномочий. Подавая такое заявление, эти люди или чиновники с одной стороны, рискуют оказаться отставленными; с другой стороны, в случае назначения они получают мандат доверия, и политические перспективы для многих из них становятся более радужными (особенно у тех, у кого по старой системе не было шансов на переизбрание на третий и даже четвертый сроки). Сейчас законодательство изменилось, а технология утверждения председателя Счетной палаты стала иной. Раньше это было в компетенции Государственной Думы, которая напрямую избирала председателя Счетной палаты, заместителя председателя Совета Федерации, а пропорция по аудиторам между двумя палатами была 6:6. Новый порядок предполагает, что утверждает председателя Счетной палаты Президент, который вносит это на рассмотрение Думы, а последняя это утверждает. Степашин в рамках новой технологии принятия такого рода кадровых решений, в рамках более жестко отстроенных властных вертикалей поступил вполне благоразумно. С одной стороны, он мог бы ждать еще год до истечения полномочий, но коль скоро закон изменился, для него предпочтительно не "досиживать" год, а решить вопрос о доверии себе на основе приведения в соответствие своего нынешнего статуса с новым законом. В связи с досрочным истечением полномочий и прошением об отставке он вправе рассчитывать, что этот жест демонстрации лояльности будет замечен Президентом, который внесет его кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы.

Что касается доклада, он, с одной стороны, может рассматриваться как серьезное аналитическое исследование, которое имеет достаточно спокойный тон, поскольку призывает к тому, чтобы никаких массовых пересмотров итогов приватизации не было в той части, в которой эти приватизационные сделки соответствовали действовавшему на тот момент законодательству, несмотря на все его недостатки. Если правительство, Президент, Госкомимущество и Минимущество принимали те или иные решения не в полном соответствии с законодательством или принимали решения в условиях отсутствующего законодательства по конкретным вопросам, то это не значит, что сделка может быть признана ничтожной, недействительной и т.д., а соответствующие бизнес-структуры обвинены в том, что они захапали государственную собственность. Этот лейтмотив присутствует в докладе, и в этом смысле доклад Счетной палаты вносит некоторую определенность, если бы не одно обстоятельство, связанное с тем, что в законе одновременно содержится тезис о том, что если были некие нарушения, государство не только вправе, но и обязано возбудить те или иные иски и вернуть собственность как незаконно утраченную. Это не деприватизация, а гражданская правовая сделка, где интересы одной из сторон были нарушены. Этот тезис абсолютно верный, я с ним согласен, но в условиях нашей правовой и судебной системы он может оказаться инструментом для пересмотра любой сделки по приватизации, потому что те лакуны в законодательстве, которые были и приводили к повышению полномочий тех или иных органов исполнительной власти (как территориальных, так и федеральных) могут быть интерпретированы как нарушение закона. Возможность интерпретации довольно большая. Все зависит от политической воли.

Доклад Счетной палаты дает политическим властям от Государственной Думы до Президента возможность выбора между различными сценариями поведения: вообще закрыть эти страницы в экономической истории России и работать по текущим проблемам, связанных с неуплатой налогов или иным нарушениям законодательства и т.д. Вторая опция - выборочный пересмотр итогов приватизации, исходя из наиболее грубых и явных отклонений даже от действовавших тогда законов (Счетная палата дает несколько таких примеров вопиющего нарушения закона), можно ограничиться только этим. Третья опция - все сделки по приватизации рассматривать через призму специального поиска тех или иных нарушений действовавших тогда законов. Если эта работа будет санкционирована, если будут созданы соответствующие следственные бригады по каждой приватизационной сделке (хотя было тысячи сделок), можно найти те или иные нарушения в любой из этих сделок. Все эти опции есть, и потому доклад Счетной палаты лег под сукно, что Кремлю пока непонятно, какую опцию использовать. В этой смысле Степашин дал возможность Кремлю выбирать любую опцию, его доклад не является отмашкой, расстановкой красных флажков при "охоте на лис" или запретом "охоты на лис". Поэтому ни в коей мере этот доклад не может рассматриваться как мотив для отставки Степашина и рассмотрения интерпретации отставки не как технической, а как политической.

Если Степашин будет переназначен и весной будет презентовать этот доклад, то это можно будет рассматривать как сигнал того, что власть выбирает именно жесткий сценарий.

Я думаю, что назначение Степашина явится поводом для его встречи с Президентом. В рамках такой встречи он должен получить достаточно внятное и четкое указание, как интерпретировать выводы своего доклада. По жесткому, среднему и мягкому сценариям возможны разные варианты, начиная от провозглашения курса на сокращение срока давности по признанию гражданских правовых сделок недействительными и рассмотрения в качестве незаконных только тех приватизационных сделок, которые подпадают под Уголовный Кодекс, а не под гражданские правовые отношения, до курса на массовый пересмотр приватизации. Я думаю, что Сергею Вадимовичу в некотором смысле тоже нужен повод для получения мандата на следующий срок. В этом смысле Кремль заинтересован в технической возможности переназначить председателя Счетной палаты, чтобы выдать ему мандат на следующие шесть лет. Срок деятельности председателя довольно высокий, он в полтора раза больше президентского, поскольку председатель Счетной палаты уйдет с этой позиции в следующее президентство после 2008 года. В этой связи от него очень многое зависит и в политическом раскладе. Деятельность Счетной палаты может улучшить либо ухудшить позиции нынешней власти накануне парламентских и президентских выборов в зависимости от настроя. Если она будет заниматься старыми делами 1990-х гг. - один мотив; если она займется текущими делами, например, проверкой аукционов по Славнефти, по Юганскнефтегазу и т.д. - другой расклад. Поэтому сейчас в интересах Кремля обсудить мандат председателя Счетной палаты на следующие шесть лет. В зависимости от того, в каком направлении будет идти работа Счетной палаты в ближайшие пару лет, очень многое зависит и для парламентских выборов, и для расклада на президентских выборах с точки зрения возможности действующих лидеров правительства рассматриваться в качестве приемника и т.д. С одной стороны, можно было бы подождать год до истечения полномочий. С другой стороны, поскольку сейчас само государство пустилось в достаточно сложную игру в экономике, ему очень важно использовать Счетную палату в качестве партнера.


20 января 2005
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован