05 февраля 2003
810

Александр Шохин: Такого рода технологии могли бы постепенно сравнять Россию с какой-нибудь Бразилией

Александр Николаевич, в пятницу Госдума рассмотрит поправки к закону "О валютном регулировании". Эти поправки касаются уравнения в правах резидентов и нерезидентов при вывозе наличной валюты из страны. Согласительная комиссия сошлась на $3 тыс. без декларации, от $ 3-10 тыс. с обязательной декларацией, и свыше $10 тыс. только в безналичной форме. Владислав Резник считает, что это важнейший шаг к легализации доходов в России и особенно важен пункт о том, что права резидентов и нерезидентов равны. Почему это так важно? И не преувеличивается ли значение этих поправок?

В том, что касается выравнивания прав "резидент/нерезидент" - это общая линия на предоставление национального режима нерезиденту. Это происходит постепенно во всех областях с заранее заявленными исключениями, касающимися деятельности инвесторов-нерезидентов в пограничных областях, связанных с национальной безопасностью. В том числе это происходит и валютном регулировании и в банковской деятельности, где до последнего времени были разные капитальные требования в той части, где должен предоставляться национальный режим. Это еще один небольшой шаг, но шаг в правильном направлении. Я не считаю, что он судьбоносный, но он демонстрирует намерение двигаться в направлении предоставления национального режима нерезиденту.
Что касается увеличения порога вывозимой валюты, в принципе, любой обменник выдает необходимую справку, причем в случае, если кому-то надо легализовать неизвестно откуда полученные доходы, эта справка стоит каких-то денег. Так что и до этого особых проблем не было. Учитывая, что можно было вывозить со справкой из банка объем валюты, превышающий те $1,5 тыс., которые разрешены сейчас. Если иметь в виду, что нет никаких проблем с открытием счетов с пластиковыми картами и т.д., то $ 3 тыс. для поездок российских граждан - это сумма достаточная для покрытия любых неожиданно возникающих расходов, которые в силу тех или иных причин не могут быть покрыты в безналичной форме за пределами России.
В отношении крупных расходов, таких, как оплата обучения или лечения, у нас, как известно, тоже действует достаточно либеральный режим и легко получить разрешение на вывоз или перевод соответствующих сумм.
Поэтому я не считал бы, что эти поправки судьбоносные. Но в то же время надо стимулировать переход на безналичные формы расчетов. В этой связи интересен тот факт, что вывоз наличных денег в сумме до $10 тыс. связан с необходимостью получения справок банков, приравнивается к операциям в безналичной форме. То есть, вместо того, чтобы брать справку о том, что у тебя есть счет, почему нельзя открыть карточку и снимать деньги в банкомате. В банкомате есть ежедневные ограничения на снятие со счета, но, тем не менее, для обычных потребностей туристов или деловых людей, которые выезжают за рубеж, это сумма вполне достаточная. Поэтому особой проблемы, честно говоря, я не вижу.
Естественно, любое упрощение (я бы не сказал, что это либерализация - это упрощение) является действием в правильном направлении, учитывая, что у нас существует и механизм мониторинга крупных сделок. Максимальный порог вообще в $20 тыс., свыше $10 тыс. существует контроль налоговых служб, о любой транзакции свыше этой суммы банкам необходимо сообщать в налоговые органы. Поэтому $10 тыс. - это рубеж, который Дума хотела зафиксировать в первоначальном варианте закона как сумму, которую можно вывозить без разрешения ЦБ, не декларируя. Тем не менее, правительство уперлось, считая, что это чрезмерная либерализация. Хотя тут нужно, скорее, стимулировать безналичные формы расчета, в том числе, налоговыми способами и некими административными рычагами. Будем считать, что все ограничения, которые есть сейчас - это способ стимулирования безналичных платежей.
В частности, можно было бы подумать, чтобы при отмене налога с продаж ввести некий налог на платежи наличными деньгами свыше определенной суммы с тем, чтобы стимулировать хождение пластиковых платежных карт. Расчеты безналичные не облагаются налогом с продаж, а наличные могли бы облагаться этим налогом. Единственное, чтобы каждый пакет молока и буханку хлеба не облагать, можно было бы установить пороговое значение, сверх которого наличные платежи облагаются налогом. Вот такого рода технологии могли бы постепенно сравнять Россию с какой-нибудь Бразилией или другими странами по доле платежей, приходящихся на безналичные расчеты.



5 февраля 2003
http://www.shohin.ru/index.htm




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован