22 ноября 2004
737

Александр Шохин. Возьмут со всех

Александр Николаевич, после съезда РСПП, на котором состоялся вполне конструктивный диалог между бизнесом и Президентом, налоговые органы предъявляют претензии Сибнефти и появляется информация, что и другие нефтяные компании должны готовиться к начислению налогов за 2001-2003 гг. Так как же все-таки будут складываться дальнейшие отношения власти и бизнеса? Не означает ли все это нового передела собственности, теперь в пользу государства?

На самом деле информация о возможных претензиях ко многим компаниям появилась раньше съезда РСПП, в конце октября. Помощник Президента Игорь Шувалов заявил об этом на одной из международных конференций. Кроме того, некоторые компании еще в начале года, в частности, Сибнефть, по сведениям СМИ, получили претензии от Минналогов в объеме примерно миллиарда долларов. Известно, что ЮКОС был не самым агрессивным оптимизатором налогов, Сибнефть платила налогов на прибыль чуть меньше, чем ЮКОС, используя примерно те же самые схемы. Скорее всего, власть решила продемонстрировать равноудаленность ко всем нефтяным компаниям - крупным налогоплательщикам, кроме того, решила показать, что дело ЮКОСа не является сугубо политическим, что оно имеет вполне прагматическую основу - уплату налогов. И в этой связи действия налогового ведомства по предъявлению претензий нужно считать, во-первых, ожидаемыми, во-вторых, с учетом масштаба выставленных претензий, они выглядят рациональными, разумными в том смысле, что на порядки отличаются от объема претензий, выставленных ЮКОСу. То есть, с одной стороны, демонстрация равного применения права и равноудаленности власти от различных налогоплательщиков. С другой стороны, если в случае с ЮКОСом, по оценкам многих наблюдателей и аналитиков, имеет место быть превалирование политических компонентов, то по остальным налогоплательщикам речь может идти о сугубо экономической составляющей предъявленных претензий. Коль скоро эти схемы оптимизации признаны практически нелегальными, все это выглядит не только демонстрацией единого подхода, но, кроме того, для многих нефтяных компаний эта схема, на мой взгляд, позволяет закрыть вопрос об оптимизации при том понимании, что объем предъявленных претензий меньше годовой суммы генерируемых доходов. То есть, компании, даже не отказываясь от инвестиций, только отказавшись от реализации дивидендной программы, могут покрыть предъявленные претензии. Это означает, что элемент неопределенности, который сейчас существует, может быть, после завершения выяснения этих отношений в судах, закрыт. И эта определенность гораздо лучше той ситуации неопределенности, которая не позволяла многим компаниям выстраивать планы на будущее. Коль скоро большинство крупных налогоплательщиков уже выходит на полную уплату налога на прибыль, никакие оптимизационные схемы, типа внутренних оффшоров не используются, с января 2004 года они запрещены законом, то можно говорить о том, что после этих проверок и уточнения суммы претензий, при понимании того, что сумма претензий будет не заоблачная, а посильная для компаний, вопрос об оптимизационных схемах будет закрыт. Это для компании лучше, чем дамоклов меч возможного предъявления претензий в астрономических объемах в обмен, скажем, на неправильное позиционирование в политическом пространстве. Хотя последнее вряд ли будет иметь место, но, тем не менее, элемент неопределенности и возможности попадания в схему ЮКОСа существовал. Поэтому, на мой взгляд, последние события в налоговой области могут восприниматься в большей степени как позитивные, нежели как негативные.


22 ноября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован