13 августа 2004
2180

Александр Сокуров: Кино про Хирохито опасно для жизни!

Выдающийся российский режиссер рассказывает о загадочных случаях вокруг его нового фильма про японского императора `Солнце`

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр Сокуров родился в Сибири в 1951 году.
В 1974-м окончил исторический факультет Горьковского университета, а в 1979-м - мастерскую документального кино во ВГИКе.
Работает и в документальном, и в игровом кино. Поставил картины `Одинокий голос человека`, `Дни затмения`, `Круг второй`, `Молох`, `Телец` и др. Фильм `Русский ковчег` стал хитом мирового арт-хаусного проката, заработав около 10 миллионов долларов.

Картина о последнем японском императоре Хирохито - третья часть сокуровской `тетралогии власти`, куда уже вошли фильмы `Молох` (о Гитлере) и `Телец` (о Ленине).

- Три эти фигуры имеют особое значение для всех нас, но если имена Ленина и Гитлера хорошо известны, то имя Хирохито, как и многое из того, что связано с Востоком, неизвестно вообще, - рассказал режиссер в перерыве между съемками. - Между тем Хирохито - личность огромная и сегодня вызывающая раздражение и ненависть у многих в азиатской части мира.

Вообще причины вступления Японии в войну, поведение японцев во время войны - темы очень запутанные и закрытые. Исторические данные частично засекречены японской стороной, где новейший период национальной истории до сих пор не подвергнут существенному осмыслению. До нас о Хирохито не снимал никто.

В августе 1945-го

Центральное событие нового фильма Сокурова - отказ 124-го императора Японии (чья родословная, по преданию, восходит к богине солнца) от своего божественного статуса. Непростому этому решению предшествовали разгром Японии в войне, ввод американских войск и объявление о капитуляции. А непосредственно повлиял на него командующий союзными войсками американский генерал Даглас МакАртур - еще один герой фильма.

- Японцы вас очень любят, а этот проект они поддержали?

- Мы готовили его много лет. Я неоднократно был в Японии, встречался с политическими деятелями, американскими и японскими историками, людьми, близкими ко двору. Но даже профессиональные историки, заслышав имя Хирохито, начинали размахивать руками и в страхе уходили в сторону.

Дело в том, что в Японии многие считают, что любое упоминание имени Хирохито и роли Японии во второй мировой войне должно быть наказуемо. Нагиса Осима (знаменитый японский режиссер, постановщик `Империи чувств`. - С. Т.) рассказал мне, что на него дважды совершались нападения. Стоило ему в телеэфире бросить короткую реплику относительно участия Японии в войне, как через пару дней кто-то ударил его в спину ножом. Потом в него стреляли. Там расправляются жестоко.

- Но почему?

- Единственный мотив - желание правых группировок сохранить тайну роли Японии во второй мировой войне и, в частности, роли Хирохито. Конечно, болезненной эту тему делает поражение японцев. Это их первое поражение в ХХ веке! С 1905 года они знали только победы: разбили Россию, Китай, во время второй мировой заняли территорию, превышавшую завоевания Гитлера. Уже к Австралии подходили! Поражения никто не ожидал. И прежде всего они сами, потому что всегда побеждали - на поле боя, в индустрии, в организации жизни...

Война была проиграна. И американцы вошли на территорию страны, полностью изменили вектор ее жизни, переменили на свой лад. Между прочим, когда корпус МакАртура вошел в Токио, у Хирохито была под ружьем 4-миллионная армия, авиация, флот... Если бы император не сказал `стоп`, то японцы, конечно, смели бы МакАртура.


Японского Сокуров не знает. Вот и объясняется с актером, играющим одного из приближенных японского императора, как может. Помогает ему в этом переводчица (она - в центре). Фото Евгения ТОРАНА.

- Почему он сказал `стоп`?

- Жертвы были бы очень большими. Американцы имели огромный военный опыт на Филиппинах, на Окинаве, они совсем не были похожи на тех ребят, что посылали у нас в Чечню.

`Мы выиграли войну с помощью Хирохито`

- Сталин требовал казни японского императора.

- Между тем Хирохито оказал нам огромную услугу: несмотря на давление Гитлера, не открыл дальневосточный фронт. Сделай он это в самое тяжелое для нас время - и нам бы не выдержать. А кто знает о том, что японские военные готовили план войны с Германией, если бы Гитлер через территорию России решил бы двинуться на Восток? Японцы были далеки от театра военных действий, даже в дипломатическом смысле. Хирохито никогда не встречался с Гитлером.

Япония и Германия были независимыми друг от друга силами, но силами огромными. И трагедия японцев в том, что они направили свою энергию по неверному пути.

- Осиму пырнули ножом, а вы сами не опасаетесь?

- Я не знаю, кто страшнее - наши нацисты, которые начали угрожать мне еще задолго до `Молоха`, или японские правые. Меня не могут защитить ни здесь, ни там. Но дело-то свое я должен делать. Пока я на безопасном расстоянии, но, если поеду в Токио представлять фильм, неизвестно, чем это может закончиться. Но моя обязанность - думать о том, что будет с актерами, которые снимаются в моем фильме и которым в Японии жить.

У нас снимаются очень известные японские актеры. Они приняли решение участвовать в нашем фильме, прекрасно понимая на что идут. Именно поэтому я не могу сейчас назвать ни одного имени. Скажу лишь, что генерала МакАртура сыграет американец Роберт Доусон.

`Я точно знаю запах подкладки пальто Ленина`

...Кабинет Хирохито снимали в питерском музее зоологии. Чуть позже, глядя вместе с режиссером на мониторе отснятые кадры, я поразился тому, что они действительно `пахнут` Дальним Востоком. Вот уж точно: историческая `клюква` и Сокуров - вещи несовместные.

- Я точно знаю запах подкладки пальто Ленина. Я проверял. Мне принесли пальто Ленина, и я узнал этот запах. Это нормально для человека, который неагрессивно входит в жизнь своих персонажей. Я нахожусь рядом с ними. Это мое ремесло.

У меня ощущение, что я просто знаю, как это все было. Сначала это чувство даже вызывало у меня дискомфорт. Скажем, мне приносят подлинные вещи человека, а у меня внутри ощущение, что на правом ботинке шнурок должен быть немного покусан. Смотрю - и точно покусан. Не всегда, но очень часто такое бывает. Я знаю, как движутся мои герои, как запрокидывают голову, как сглатывают слюну...

...Два штриха к портрету Сокурова. Он почти потерял зрение, снимая в качестве оператора свою картину `Телец`. В результате шести сложнейших операций зрение было восстановлено. Чтобы Сокуров мог вновь встать за камеру и лично снимать `Солнце`.

Усаживаясь со мной у монитора, в полутьме, чтобы отдохнули глаза, Сокуров отпустил съемочную группу обедать. Сам не пошел. 45 минут быстро прошли. Пообедавшие члены группы вернулись, Сокуров вновь встал за камеру. `А вы, Александр Николаевич?` - забеспокоились сотрудницы. `Ничего, я обойдусь`. Вот так я не дал пообедать художнику...

- `Солнце` - первая ваша картина с использованием компьютерных технологий.

- В моих неигровых фильмах `Восточная элегия`, `Дольче`, `Смиренная жизнь` было довольно много деликатного внедрения электронного изображения. В `Солнце` его будет больше, целые эпизоды будут создаваться в компьютере, но при этом из абсолютно `живых` компонентов. Они сняты с натуры, они есть в реальности. В этом наше отличие от тех методик, которыми создаются современные `московские` блокбастеры. Сделать такую картину - все равно что сделать чашку, ложку, товар, одним словом. Все это мертвые вещи.

У нас меньше `электричества`, больше жизни. Снимая эпизод бомбежки Токио, например, мы работали с пиротехникой и взрывами, реальным пространством, но покрыть площадь в 40 - 50 квадратных километров мы, конечно, не в силах. Снимаем объекты по отдельности и соединяем их в компьютере.

- В России вы всегда считались одним из самых некоммерческих режиссеров, однако `Русский ковчег` сделал за рубежом кассу, о которой наши `коммерческие` режиссеры даже не могут мечтать.

- Таких сборов, как сделал на Западе `Русский ковчег`, в истории советского и российского кино действительно не было. Но, кроме самой картины, была еще правильно проведенная рекламная кампания.

Обычно в мои фильмы не вкладывают денег на рекламу, полагая, что Сокуров - и без того известное имя. А здесь американцы и австралийцы пошли по другому пути, были вложены средства - и вот результат. Так что разговоры о том, что блокбастеры являются единственной востребованной на рынке продукцией, - полный бред.

Если вкладываешь деньги в рекламу серьезной картины - она будет работать еще дольше. Она и работает 15 - 20 лет в отличие от блокбастера, который продержится максимум два года. Снимать художественное кино выгодно во всех смыслах - и в моральном, и в экономическом.

`Кидман в `Догвиле` неорганична`

- Как чувствует себя ваш проект постановки `Бориса Годунова` в берлинской Статс-опере?

- Прекрасно, если не считать, что берлинской постановки не будет. Но я действительно поставлю две оперы Мусоргского. `Бориса Годунова` - в Большом и `Хованщину` - в `Ла Скала`. Дирижером последней будет Мстислав Ростропович. Сейчас мы разрабатываем эскизы спектаклей. Я никогда еще не ставил оперу, хотя меня не раз уговаривал худрук Мариинки Гергиев. А сейчас вдруг так захотелось отдохнуть от всего этого `электричества`.

- Мэрил Стрип предпочла встречу с вами общению с губернатором Матвиенко...

- Не знаю, обиделась Матвиенко или нет, но я действительно встречался с актрисой. Правда, совсем недолго. Мне не хотелось мешать ей осматривать Эрмитаж.

- Работать с ней не хотели бы? Думаю, Стрип была бы счастлива.

- Но ей пришлось бы очень много изменить внутри себя! Не сомневаюсь, что она смогла бы это сделать. Мэрил Стрип - очень интересная человеческая натура. Но звезды, подобные ей, привыкли работать за колоссальные гонорары, а серьезные вещи никогда не делаются на большие деньги. Большие деньги и серьезный результат - вещи несовместимые.

- Но вот Николь Кидман снималась в `Догвиле` у Ларса фон Триера почти бесплатно.

- Это редчайший случай, когда звезде такого класса удалось оторваться от своих менеджеров и контрактов. Но она там не очень органична на мой взгляд, при всей любви и почтении к этому режиссеру. Все же это не ее мир...




Император Хирохито и его супруга были знатными модниками.

СПРАВКА `КП`

Японский император Хирохито родился в Токио 29 апреля 1901 года. Был старшим из четырех сыновей императора Ёсихито. Именно на него с самого рождения были возложены обязательства по престолонаследию.

В январе 1924 г. сочетался браком с принцессой Нагако, старшей дочерью принца Куниёси. Первые годы правления Хирохито отмечены ростом военной мощи Японии, войной с Китаем (1937 - 1945) и участием во второй мировой войне, закончившимся для Японии поражением. Ни сам Хирохито, ни апологеты японской монархии не признавали вины императора в преступлениях против человечества, настаивая, что в Японии в те годы существовала не абсолютная, а конституционная монархия и всеми делами в стране занималось правительство.

1 января 1946 г. Хирохито публично отказался от своего божественного происхождения, но остался на `посту` императора, подписывая до 1200 документов в год. В свободное время император проводил исследования по гидробиологии и ботанике и посещал турниры сумо. После себя Хирохито оставил пять дочерей и двух сыновей. Умер в 1989 году. Старший сын Акихито сменил отца на Хризантемовом троне.


Стас ТЫРКИН
12 августа 2004 г.

ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован